28 марта 2024, четверг, 15:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 июля 2014, 12:17

Сближение с Латинской Америкой

Турне Владимира Путина по Латинской Америке освещается в западной прессе широко, хотя и не слишком массово. В большом числе случаев эта тема преподносится в контексте конфликта на Украине и связанном с этим перестраивании отношений между Россией, Европой и США. Также в связи с этим часто говорится о геополитических амбициях России, которая стремится выйти из региональных лидеров в мировые.

Один из материалов в NY Times представляет турне Путина как прямое следствие ухудшения отношений между Россией и Западом из-за конфликта на Украине. Сейчас, когда Путин говорит об Украине, поясняет автор, он в основном акцентирует положительные идеи (например, тему гуманитарной помощи). Тем самым он пытается смягчить напряженность политической атмосферы, которая создалась по итогам аннексии Крыма. Теперь Россия перевела отношения с Украиной в режим выжидательной тактики. «Экономические, политические и военные издержки, которые может повлечь за собой какое-либо прямолинейное военное вмешательство с целью удержать Украину – или хотя бы некоторые ее части – на московской орбите, представляются слишком большими». Тем не менее, конфликт по-прежнему не разрешен, и ситуация остается нестабильной. Это значит, что вооруженное столкновение между странами возможно.

Чтобы укрепить свои позиции, Москва сейчас пытается выстроить новые партнерства, которые могли бы компенсировать охлаждение в отношениях с Западом. Важным шагом в этом направлении представляется турне Владимира Путина по странам Латинской Америки. По мнению автора, ключевой момент здесь в том, что «группа стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР – собираются объявить о создании нового банка развития, который стал бы альтернативой структурам, находящимся под управлением Запада. Также Россия рассчитывает на достижение новых военных соглашений в странах, находящихся по соседству с Америкой [sic!]».

 
Участники саммита стран БРИКС. Фото: kremlin.ru

Другой материал в NY Times, впрочем, предлагает версию, согласно которой, несмотря совпадение по времени, визит Путина в Латинскую Америку и ситуация на Украине напрямую мало связаны. «Решение Путина встретиться с лидерами региона не следует интерпретировать как геополитический маневр, - цитирует автор аргентинского аналитика и специалиста по международным отношениям Хорхе Кастро (Jorge Castro). – Главная тема здесь – это энергетическая стратегия. Проблемы с Украиной будут решаться на другой политической арене».

Отметим здесь, что тема сближения между Россией и Латинской Америкой обсуждается в прессе уже не первый год. В качестве примера приведем текст Закари Филлингама (Zachary Fillingham), опубликованный на аналитическом ресурсе Geopolitical Monitor (США) еще в 2010 г. По мнению автора, Россия намерена занять дипломатический вакуум, образовавшийся после того, как там ослаб контакт между Южной Америкой и США. Все это знаменует начало новой эпохи в мировой политике, которая характеризуется тем, что США из статуса единственного мирового лидера переходит в статус одного из нескольких крупнейших игроков. Также в этой новой конфигурации у стран Латинской Америки появляется гораздо больше выбора в плане установления внешних экономических, политических и военных связей. «Во многих отношениях Россия в этой ситуации представляется естественным победителем, так как ее капитал, энергетические ресурсы, международное влияние и военные технологии представляют собой привлекательную альтернативу в сочетании с отрицательным отношением общественности к влиянию США в регионе».

 
Владимир Путин и Даниэль Ортега. Фото: kremlin.ru

«Со стороны России, - подчеркивает автор, - эта проблематика несет и символическую нагрузку. Восстановление отношений с Латинской Америкой дает Москве возможность вернуть себе отчасти былой международный престиж, который исчез после распада Советского Союза. Идея вновь проникнуть в регион, который имел такое большое значение в эпоху холодной войны, весьма созвучна российским националистическим настроениям, которые, по совпадению, стали центральной опорой для политического капитала премьер-министра [на тот момент] Путина».

Примерно та же риторика преобладает в прессе и в применении к нынешней ситуации. Ута Тоферн (Uta Thofern), специализирующаяся на анализе событий в Латинской Америке на Deutche Welle, комментирует происходящее следующим образом: «Россия поддерживает и развивает старые связи – и новые зависимости. Латинская Америка играет важную роль в путинской картине нового мирового порядка и обладает в ней особой привлекательностью, так как она противостоит гегемонии Соединенных Штатов». Стратегическое и геополитическое значение Латинской Америки, а также ее сближения с Россией, нельзя недооценивать: «У дружелюбного русского медведя есть когти и клыки. Но и латиноамериканская пума тоже обладает когтями, правда их видно только тогда, когда она их выпускает». В подтверждение автор приводит тот факт, что при всей своей бедности страны вроде Мексики и Перу достаточно сильны, чтобы не позволять внешним силам вмешиваться в свою политику.

 
Фидель Кастро. Фото: kremlin.ru

Сейчас за укрепление связей с этим регионом ведется борьба между несколькими конкурентами, и Россия – один из них. Также на тесное взаимодействие с латиноамериканскими странами претендует Китай, который делает туда огромные инвестиции и находится в числе крупнейших импортеров латиноамериканского сырья. Не исключено, что курс на укрепление связей с регионом возьмет и новый премьер-министр Индии Нарендра Моди. При этом Европа, и в частности Германия, никаких усилий к внедрению в эту рождающуюся схему не прилагает. По мнению автора, это ставит ее в уязвимое положение в меняющейся геополитической структуре.

Британская консервативная газета Telegraph, в свою очередь, опубликовала материал, в котором подчеркивается, что укреплению связей между Россией и ее новыми потенциальными партнерами немало способствует недавние дипломатические недоразумения между лидерами ряда государств и США. Хотя в качестве основного повода к интенсификации отношений с латиноамериканскими странами автор предлагает ухудшение отношений России и Запада. Путин начал «энергично ухаживать за Латинской Америкой, после того как Россию исключили из недавних встреч группы G8, куда входят ведущие промышленные державы. Однако он уже давно стремился подорвать то, что ему представляется американским и западно-европейским господством над международными институтами. Такой момент имел место и до того, как США наложили санкции на влиятельных россиян».

Теперь Россия пытается выстроить альтернативную систему военных и экономических партнерств, пользуясь, среди прочего, охлаждением отношений между США и латиноамериканскими лидерами по итогам недавних скандалов из-за применявшихся разведкой США программ, предполагающих прослушку. Также автор подчеркивает значимость встречи Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель. «У Германии тесные торговые связи с Россией, и два лидера часто беседуют. Г-жа Меркель гораздо меньше, чем США, критиковала г-на Путина за вмешательство России в дела Украины, и у нее тоже есть претензии к Вашингтону по итогам санкционированного им шпионажа в Германии». Очертания этой новой системы отношений, которая в какой-то мере была актуальна и прежде, стали особенно отчетливо проступать по итогам событий на Украине.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.