28 марта 2024, четверг, 16:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Катастрофа над Украиной: кто в кого стрелял

На месте крушения Боинга
На месте крушения Боинга
Фото: telegraf.com.ua

В четверг, 17 июля, в воздушном пространстве Украины, вблизи российско-украинской границы, был сбит пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании «Малайзийские авиалинии». Лайнер следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. Погибли 298 человек, находившихся на борту - 283 пассажира и 15 членов экипажа. По данным вице-президента авиакомпании Хейба Гортера, на борту находились 154 гражданина Нидерландов, 27 австралийцев, 23 малайзийца, 11 индонезийцев, шесть британцев, по четыре гражданина Германии и Бельгии, три филиппинца и один канадец. Гражданство еще 47 пассажиров пока не установлено.

 

«Лайнер рухнул недалеко от населенного пункта Снежное, близ Донецка, где идут бои», - цитирует «Интерфакс» свой источник в авиационных кругах. По словам еще одного собеседника агентства в правоохранительных органах Украины, самолет был сбит на высоте около 10 километров, он упал в районе поселка Грабово Шахтерского района Донецкой области. 

Президент Украины Петр Порошенко в ночь на пятницу выступил с видеообращением к нации. Он заявил, что «Боинг» был сбит террористами и что вооруженные силы Украины не имеют к произошедшему отношения.

По заявлению неназваного источника РИА Новости, незадолго до трагедии в район катастрофы был перебазирован дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук», который принадлежит Украине. Кроме того источник сообщил, что в Харькове грузится еще один дивизион такого же оружия. Собеседник агентства отметил, что воздушные суда на высоте более 10 тысяч метров могут быть поражены только оружием типа С-300 или «Бук», и силы ополчения не могут обладать таким оружием. Ранее же сообщалось как раз о наличии комплексов «Бук» на вооружении самопровозглашеных республик, о том, что они будут защищать небо над Донецком, что ополченцам удалось захватить военную часть противовоздушной обороны, в частности, оснащенную «Буком». 

8 июля Госавиаслужба Украины объявила о закрытии воздушного пространства на востоке страны для гражданской авиации из-за проведения АТО. Это объяснялось необходимостью обеспечения соответствующего уровня безопасности полетов. При этом уточнялось, что транзит гражданских судов на высоте, превышающей 7900 метров, возможен. Таким образом малайзиский самолет, который совершал транзитный рейс из Нидерландов в Малайзию, не нарушал введенного властями Украины запрета, по официальным данным он летел на высоте 10 100 метров.

 

Для расследования крушения пассажирского самолета правительство Украины создает специальную комиссию. Со стороны ДНР расследовать авиакатастрофу под Донецком будут работники правоохранительных органов Донецкой области, перешедшие на сторону ДНР. Евросоюз уже потребовал международного расследования авиакатастрофы малайзийского Boeing, помощь в расследовании Украине готовы оказать США. Вице-президент США Джозеф Байден предложил Петру Порошенко помощь в установлении причин авиакатастрофы. Также со своей стороны помощь готова оказать Россия. Глава Росавиации Александр Нерадько призвал Украину согласиться на расследование причин крушения Межгосударственным авиационным комитетом, но, скорее всего, расследование будет осуществлено с привлечнием куда более широкого международного состава экспертов.

Американская разведка подтвердила, что малайзийский самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», сообщает The Wall Street Journal. В российском Минобороны отвергают причастность российских средств противовоздушной обороны и военной авиации к этой катастрофе. «В связи с появившимися разного рода инсинуациями, касающимися действий Вооруженных Сил Российской Федерации в приграничных с Украиной районах, ответственно заявляем, что: 17 июля средства противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации в данном районе не работали. Самолеты военно-воздушных сил России в российских областях, граничащих с Донецким регионом, 17 июля полеты не выполняли», - сообщает Управление пресс-службы и информации Минобороны России.

Среди самых экотических версий высказана неназваным источником «Интерфакса» в Росавиации: якобы малайзийский самолет был сбит, поскольку пытались попасть в самолет президента России. «Могу сказать, что борт номер один и малазийский "Боинг" пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10100 метров. Борт номер один был там в 16:21 мск, малайзийский самолет - в 15:44 мск», - цитирует агентство анонима. По его версии, контуры самолетов похожи, по размерам они тоже не сильно отличаются, а раскраска на достаточно отдаленном расстоянии практически идентична. Правда, по словам главы Росавиации Александра Нерадько информация о маршруте полета борта номер один никогда не оглашается.

В эту ночь обсуждения катастрофы и ее возможных виновников взорвали соцсети. Версия о том, что целью ракеты был борт российского президента, обсуждается с самых разных точек зрения. «Если по государственному ТВ всерьёз говорят, что другая страна хотела убить президента соседнего государства, это уже означает неизбежную войну, или ещё нет?», - удивляется на своей странице в Facebook заместитель главного редактора «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев. Он также добавил: «Надеюсь, у РФ хватит ума не принимать от боевиков "чёрные ящики"разбившегося Boeing777. Расследование должно быть международным и открытым».

 
Фото: telegraf.com.ua

Журналист Савик Шустер ставит под сомнение эту версию: «Путин летел бы над страной, где его ненавидят больше чем Януковича ? Фигурой Путина пытаются предотвратить введение миротворческих сил», - считает он и тут же добавляет: «Если бы Украина попыталась убить Путина, то Россия обязана была бы ввести войска или ответить ядерным ударом. Но их нет.Рос. ТВ врет!».

Активный пользователь Твиттера Роман Доброхотов, который является одним из лидеров «Партии 5 декабря» и членом федерального политсовета движения «Солидарность», считает, что эта версия - результат пропагандистской деятельности: «Пропаганда определилась с версией: украинцы хотели сбить самолет с Путиным. Почему вдруг П. должен был летать над зоной АТО они пока не решили. Кроме того,Украина (в отличие от террористов) на радаре видит,что это за самолет летит. Впрочем, путинский электорат и в инопланетян поверит», -  рассуждает Доброхотов.  

Глава республики Чечня Рамзан Кадыров выразил соболезнования семьям погибших в этой авиакатастрофе: «Страшная трагедия произошла в небе над Украиной. Авиакатастрофа пассажирского лайнера Малайзии унесла жизни около трехсот человек. Я от имени народа Чеченской Республики выражаю глубокие соболезнования руководству Малайзии, семьям, родным и близким погибших», - написал он в своем Инстаграме.

«Такими темпами вокруг Украины скоро будет искусственный купол! Ни зайти, ни выйти, ни пролететь мимо никто не захочет!», - считает пользователь Виталий Анисимов.

Ряд стран, среди которых США, Китай и Сингапур, запретили своим гражданским самолетам  пролетать над территорией Украины. В случае США эта мера расширила введенные в апреле ограничения на пролеты американских гражданских самолетов над территорией Крыма и вблизи черноморского побережья. Южнокорейские и австралийские авиакомпании провели маршруты в облет Украины еще месяц назад, российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» применили аналогичную меру после авиакатастрофы. К тому же, «Аэрофлот» отменил несколько рейсов в Киев и Одессу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.