11 - 14 июня 2014 года в Центральном Доме Художника состоялся IX Московский международный открытый книжный фестиваль (ММОКФ). В рамках программы фестиваля планировались более 300 мероприятий, посвящённых современному литературному процессу. Одним из них должен был стать показ спектакля по пьесе для детей Олжаса Жанайдарова «Душа подушки».
Однако 9 июня организаторы фестиваля получили письмо из Министерства культуры РФ, в котором настоятельно рекомендовалось исключить это мероприятие из детской программы. Рекомендация была продиктована тем, что в пьесе «могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних», а также тем, что содержание пьесы «противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям». Спектакль был отменен, а ряд организаций отказались проводить свои мероприятия на ММОКФ в знак протеста против цензуры.
Этот случай вызвал широкий резонанс. Общественные деятели, писатели, драматурги, родители высказали крайнюю заинтересованность в прояснении ситуации относительно пьесы «Душа подушки» и получении квалифицированной оценки обоснованности претензий Министерства культуры.
В этой связи ведущие специалисты, работающие в таких авторитетных организациях как: Институт образования Высшей школы экономики, Психологический институт Российской академии образования (РАО), Федеральный институт развития образования (ФИРО), Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), Московский городской педагогический университет (МГПУ), - образовали экспертную группу, которая провела тщательный анализ текста пьесы. Мы публикуем текст их экспертного заключения.
Дата проведения экспертного анализа: 15 - 20 июня 2014 года
Место проведения экспертного анализа: г. Москва
Сведения об экспертах
Асмолов Александр Григорьевич – заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ), вице-президент Российского психологического общества, действительный член (академик) Российской академии образования (РАО), профессор, доктор психологических наук;
Асонова Екатерина Андреевна – старший научный сотрудник лаборатории стратегий формирования читательской грамотности Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук, куратор читательских программ благотворительного фонда "Культура детства";
Марченко Федор Олегович – научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук (редактор заключения);
Павловец Михаил Георгиевич – доцент кафедры русской новейшей литературы и читательских практик, заведующий лабораторией стратегий формирования читательской грамотности МГПУ, кандидат филологических наук;
Поливанова Катерина Николаевна – профессор Департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), доктор психологических наук;
Прохоров Анатолий Валентинович - российский кино- и телепродюсер, художественный руководитель российского анимационного проекта "Смешарики" (2003, СТС), сооснователь студии "Пилот", один из организаторов Российской академии Интернета;
Смирнова Елена Олеговна - профессор кафедры Дошкольной педагогики и психологии МГППУ, доктор психологических наук;
Эльконин Борис Даниилович – заведующий лабораторией Психологического института РАО, профессор, доктор психологических наук;
Эльконинова Людмила Иосифовна - доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, кандидат психологических наук.
Предметом экспертного анализа является детская пьеса «Душа подушки», автор Олжас Жанайдаров.
Вопросы, поставленные перед экспертами
- О наличии в пьесе признаков пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.
- О соответствии или противоречии содержания пьесы принятым в русской культуре нравственным ценностям.
Результаты эксперного анализа
Краткое содержание пьесы
Действие пьесы проходит в спальной комнате детского сада. Главный герой – подушка Гречик с прорехой, из которой сыпется гречневая крупа. В комнате живут еще шесть подушек с разными характерами, судьбами и жизненными позициями, от которых Гречик узнает, что он не такой как все, потому что у нормальной подушки внутри перья.
В ходе последовательных бесед со своими соседями Гречик пытается понять, почему он такой и что ему с этим делать. Ему рассказывают, что жизнь подушек подчиняется неизменным правилам. За отклонение от принятых норм подушки страшат друг друга тем, что их отправят в Лавдоп – подвальное помещение, где хранят отслужившие свое вещи. Исходя из этого герои советуют Гречику поменять свою начинку, взять у толстой подушки Пуша перья и заменить ими гречку. Альтернативное решение предлагает «видавшая жизнь» подушка Эмма. Она утверждает, что ничего в себе менять не надо, нужно оставаться таким, какой ты есть.
Ситуация проясняется, когда в комнату входит мальчик Костя, которому из-за аллергии нельзя играть в те игры, в которые играют другие дети. Ребенок помогает Гречику заделать прореху, чем избавляет его от Лавдопа. Пообщавшись со спасенной подушкой и его соседями, мальчик выясняет, что Гречик – единственная подушка, на которую у него нет аллергической реакции. В итоге благодарная подушка и ребенок, нашедший, наконец, кого-то, с кем может играть, решают не расставаться, и мальчик забирает подушку домой.
Основные вопросы, которые ставятся в пьесе
Главное, что можно сказать о пьесе: и ее сюжет, и система образов открывают широкое поле для интерпретации как при ее прочтении, так и при сценическом воплощении; пьеса в хорошем смысле параболична, то есть легко сворачивается в притчу.
В зависимости от интерпретации на первый план в пьесе может выйти проблематика:
- осознания собственной непохожести на других, принятия себя и поиска друзей в строго регламентированном социальном пространстве;
- поиска другого, для которого твои особенности и «недостатки» могут оказаться преимуществом;
- дружбы как непреходящей ценности, преодолевающей любые преграды, отстаивания права на счастье.
При этом стоит отметить, что «мораль» в пьесе подчас передана слишком прямолинейно.
Психологическая характеристика образа главного героя (подушки)
Образ подушки широко используется в сказочных и бытовых сюжетах и выполняет определенный набор психологических функций. В зависимости от контекста подушка может символизировать: чистоту («И подушка, как лягушка, ускакала от меня!», «Мойдодыр» К. Чуковского); комфорт (мультфильм «Подушка для солнышка», 1984, Саратовфильм); эмоциональную близость (во множестве сюжетов, когда мамы укладывают спать своих детей) или ее поиск (мультфильм Г. Бардина «Чуча», 1997, студия «Стайер»); амортизаторы, защиту от ударов судьбы (подушка, привязываемая впервые встающим на коньки; подушка безопасности в авто; выражение «спрятать голову под подушку»); социальный статус (перина в «Принцессе на горошине» Андерсена: количество перин и подушек обозначает достаток, ими исчисляется разница между сословиями и семьями, подушка была необходимым элементом приданого невесты).
В сказках для самых маленьких, чей мир состоит пока из ограниченного количества предметов, подушка символизирует сладкий сон, свободу от принуждений со стороны взрослых, страхов и напряжений дневной жизни. По законам антропоморфизма, то есть склонности детей-дошкольников 2–4 лет приписывать черты живых существ неодушевленным предметам, у подушки могут быть свои намерения, она может совершать действия, дышать, передвигаться, разговаривать. Однако дети более старшего возраста уже связывают «живое» с наличием специальных органов: глаз (чтобы видеть), ушей (чтобы слышать), рта (чтобы говорить).
Персонажи, сходные с главным героем пьесы, подушкой Гречиком, достаточно типичны для детской субкультуры. В хрестоматийных детских произведениях, таких как «Гадкий утёнок», «Котёнок по имени Гав», «Дюймовочка» и др., главный герой, обнаружив свою непохожесть на других, ищет себе друга (или собратьев), который поймёт и примет его, как это делает Гречик.
В образе Гречика воплощены привычные для детского текста черты - готовность помочь, поддержать, некоторая собственная беззащитность (сравним с Черной курицей А. Погорельского, Стойким оловянным солдатиком Г.-Х. Андерсена), поэтому этот герой не столько особенный, сколько просто новый, заставляющий посмотреть на привычное свежим взглядом.
Наличие признаков пропаганды гомосексуализма
В тексте отсутствуют признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Поиск партнера для романтических или сексуальных отношений не фигурирует в тексте ни в явной, ни в скрытой формах.
Речь в пьесе идет о дружбе, а не о сексуальных отношениях шестилетнего мальчика Кости, еще не достигшего пубертатного возраста, с подушкой Гречиком, метонимически заменяющим ему друга-ровесника того же пола, потребность в котором естественна для данного возраста.
Для ребенка, посещающего детский сад, дружба, эмоциональная привязанность к сверстнику одного с ним пола – нормальная и даже желательная история. Это первый опыт доверительных отношений, принятия самого себя через другого.
Вопрос поиска пары, который озвучивается подушкой Розой, лишен сексуальных аллюзий. В мире подушек найти пару означает найти кого-то похожего на себя.
Так же поиск пары трактует и «знающая жизнь» подушка Эмма. Ее «пара» – крыса Чача, которую она учит танцевать.
В полемике с Розой Гречик отзывается о своей паре, как о похожем на него существе: «У меня нет друзей. У него – тоже. Нас никто не понимает. А мы друг друга понимаем очень хорошо. Так почему мы не можем дружить?»
Персонажи неоднократно подчеркивают, что подушки и люди – существа разного вида. Кроме того, важно понимать, что дети в дошкольном возрасте воспринимают только прямые высказывания и не всегда могут считывать неявные абстрактные понятия. В пьесе есть единственное указание на различие полов: мальчики-подушки и девочки-подушки застегивают пуговицы на разные стороны. Оно соответствует представлениям детей 3–5 лет о различии полов.
Нечеткость различения дошкольниками мальчиков и девочек не формируется, а отражается в детской литературе советского периода: так, женское имя Чебурашка присваивается персонажу, которого большинство читателей уверенно считают мальчиком. Сам Э. Успенский рассказывал, что прообразом Чебурашки послужила трехлетняя девочка в цигейковой шубке и шапке. То же самое с персонажами Н. Носова: Знайка, Незнайка – это мальчики. Большинство персонажей советской детской литературы – мальчики, что указывает, скорее, на доминирование мужских норм и моделей поведения, стоящих за советским активизмом.
Также хотим отметить, что в пьесе отсутствуют и признаки пропаганды асоциального поведения. Напротив, пьеса очень добрая и гуманная. Каждый её герой–подушка, при очевидных различиях характеров, по-своему пытается помочь Гречику справиться с его проблемой. Сам Гречик демонстрирует отзывчивость и преданность: он пытается утешить Валика, показывая, что он не такой уж маленький, демонстрирует верность другу и готовность ждать его сколько угодно. Образ подушек, которые видят и знают сны спящих на них детей (а значит, их мечты и переживания) точно соответствует образному миру дошкольника. Тема аллергии и возможность избавления от неё также близка современным детям.
В пьесе не обнаружено информации, которая могла бы попасть под действие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ" О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Пьеса в контексте традиционных ценностей российской культуры
Предположения о том, что содержание пьесы «противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям», представляются нам безосновательными.
В лучших образцах российского творчества для детей можно найтимного сюжетов, посвященных тому, что другой – это необязательно плохой. Вспомним хрестоматийную сказку Валентина Катаева «Цветик-Семицветик», в которой главная героиня девочка Женя помогает хромому мальчику Вите поправиться, чтобы они смогли играть вместе. Другой пример – сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок», в которой неприглядный с виду конь оказывается волшебным.
Само понятие «традиционные нравственные ценности», равно как и понятие «принятые», требует конкретизации. Любые «нравственные ценности» исторически обусловлены и исторически изменчивы, и потому апелляция к их «традиционности» имеет смысл лишь в том случае, если уточнить, традиции какой из национальных культур, составляющих российскую культуру, на каком этапе ее существования и в какой социально-культурной среде имеются в виду.
Следовательно, сама постановка вопроса некорректна и может быть расценена как попытка подменить понятие «традиционные нравственные ценности» (дружба, преданность, взаимовыручка – универсальные ценности) идеологическим конструктом, сводящим все многообразие и противоречивость морально-нравственных ценностей в национальных культурах нашей страны к произвольно ограниченному набору идеологических догм, игнорирующих это многообразие и противоречивость.
Выводы
- В пьесе Олжаса Жанайдарова «Душа подушки» не выявлены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.
- Содержание пьесы не может быть признано противоречащим традиционным нравственным нормам русской культуры.
- Пьеса не содержит информации, которая могла бы попасть под действие Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".