За последний месяц о приостановке своей деятельности объявили сразу шесть турфирм. Все они сейчас решают вопросы выплаты компенсаций со своими страховыми компаниями и вывозят часть своих туристов из-за рубежа. В ответ на закрытие офисов взбунтовались заказавшие турпутевки клиенты - они пытаются вернуть документы и упорно ищут возможность возместить потраченные деньги. Полит.ру выяснил, как выглядит эта ситуация на улицах Москвы.
Напомним, с 16 июля прекратила свою деятельность турфирма «Нева». 25 июля в связи с невозможностью выполнения обязательств перед туристами приостановила деятельность компания «Роза ветров Мир», а 30 июля - петербургский туроператор «Экспо-тур». Со 2 августа перестал работать туроператор «Лабиринт», на 99 процентов принадлежащий авиаброкеру «Идеал-тур», тоже приостановившему свою деятельность. 5 августа объявила о несостоятельности группа компаний «ИнтАэр». По подсчетам Ростуризма, за границей остались 11 тыс. российских туристов, а на их транспортировку домой потребуется около 150 млн рублей.
Роза ветров Мир
Проход к «Розе ветров Мир» загораживает пропускной пункт большого офисного центра, располагающегося за оградой сразу в десятке зданий. Быстро глянув в паспорт, охранник пропускает через турникет.
Широкие коридоры офиса, ряд пустых столов, подсвеченный логотип. Секретарша туроператора глубоко вздыхает и указывает пальцем в сторону кабинета пока находящегося в должности директора по маркетингу Любови Чучваевой. Она и еще двое из десяти оставшихся сотрудников разбираются с документацией по выплатам компенсаций, отвечают на звонки. Другие менеджеры забронировали все заказанные путевки и передали информацию в страховые компании – после их уволили по собственному желанию.

- Кость, подхвати, - тихо обращается Любовь к коллеге, тот поднимает звонящую трубку, а она устало ставит руку под голову. - Мы смотрим телевизор, новостные ленты , следим за тем, что происходит у других туроператоров, как приходят к их офису люди и что-то требуют. У нас все достаточно тихо, к нам не ломятся, правда, обороты некоторых других операторов были куда выше.
Директор по маркетингу уверена, что 60 млн руб., на которые застрахован туроператор, хватит, чтобы полностью компенсировать затраты клиентов «Розы ветров».
- Мы начали испытывать проблемы на рынке с начала лета, - рассказывает Любовь. Ее голос иногда подрагивает, - Первой проблемой стал для нас рост курса валюты, второй - демпинг на рынке от крупных компаний, третьей – то, что нам в связи с этим стало необходимо снижать обороты, чтобы остаться на рынке. Когда мы объявили о приостановке своей деятельности, за рубежом было около 130 наших клиентов, вплоть до Нового года было продано путевок на 670 человек.
Любовь Чучваева заверяет, что закрытие офиса произойдет только тогда, когда последний клиент получит полный пакет документов для предоставления в одну из страховых компаний.
Туроператор «Русский Экспресс» также взял на себя часть ответственности за клиентов «Розы ветров», которые заказали путевки в Италию и Францию – самые популярные направления. Без выплаты страховых компенсаций им предлагают отправиться в запланированный тур.
- Нас очень удивило, что такой крупный оператор, как «ИнтАэр» снял свою вывеску, - говорит Любовь. Зазвонил телефон - она поднимает трубку и отворачивается на стуле.
ИнтАэр
- Да ее просто вандалы изрисовали, - затягиваясь сигаретой, объясняет снятие таблички охранник «ИнтАэр». Он стоит в типичном скорее для Петербурга, а не для Москвы, четырехэтажном колодце из желтого кирпича, в кладке которого уже пророс куст. За открытыми деревянными оконными рамами видно каменную лестницу, свет не горит.

- Вчера телевидение приезжало, посмотрел себя на всех каналах, - пытаясь скрыть гордость, обращается ко мне второй охранник с рацией. – Ты хоть может и правду пишешь, но внутрь тебе все равно нельзя, там народу много, все работают, зачем мешать?
Каждые пять минут к подъезду подходят люди, уточняющие одно и то же: здесь ли находится прекративший работу туроператор. Внутрь таких людей пускают только по списку в руках охранника с рацией. Вчера и сегодня, по его подсчетам, через офис прошло примерно 100 человек – в живую очередь люди выстраивались раньше, теперь ситуация успокоилась. «ИнтАэр» обслуживал только юридические лица, поэтому у дверей либо появляются либо директора небольших туристических компаний, либо курьеры.
- Сегодня выдают паспорта, агентские договора и уведомления туроператора в страховую компанию, компенсации по страховке будут выплачивать в течение 30 дней, - рассматривая свой договор, говорит сотрудница «GlobalTravel» Екатерина Самсонова, - В первую очередь советую людям обращать внимание на фингарантию, здесь она представлена компанией «РЕСО-Гарантия» - это надежный оператор и я не переживаю, что нам все выплатят по закону.
Сейчас за границей у этого туроператора находится около 500 человек, помощь по вывозу которых оказывают партнерские туристические компании и ассоциация «Турпомощь». Примерно столько же клиентов этого оператора заказали путевки на более поздний срок и пока находятся в Москве.
- Я решил сам прийти и посмотреть, что здесь происходит, - говорит клиент одной из мелких туристических компаний, работающих через «ИнтАэр», Алексей Белов. – Мы с семьей заказали тур на Родос, а теперь должны либо ждать, когда очередь у страховщиков дойдет до нас и нам вернут деньги на новую поездку (а отпуск нам с женой никто не продлит), либо выкладывать большие деньги за другую путевку на тот же период. Мы копили на эту поездку, откуда нам сейчас взять новую сумму?
Лабиринт
По подсчетам Ростуризма, от приостановки деятельности турфмирмы «Лабиринт» пострадали порядка 25 тыс. ее клиентов.
- Очереди из людей с номерами на руках сдуло уже давно, - говорит охранник у офиса компании. – Сейчас заходят иногда, за документами, человек по 30-40 в день.

Внутри офиса прицеплена к стене разбитая дверь, на улице на пустом крыльце записывал сюжет иностранный журналист. Из дверей он выпустил женщину средних лет – частного предпринимателя, директора туристического агентства в Калужской области, работавшего с «Лабиринтом», Людмилу Ершову.
-У нас пять договоров на будущие поездки и три семьи находятся за рубежом. Ближайший отъезд 8 августа, затем 12 и 15 августа регулярными рейсами. Семьи, заключившие договора на сентябрь и октябрь, уже собрали документы в страховую компанию и отправили сюда либо почтой России, либо передали мне, чтобы я лично отвезла, - рассказывает она. - Ни одной юридической консультации сотрудники «Лабиринта» нас не лишили, сегодня мы забрали паспорта. Их гражданская ответственность гарантируется страховой компанией ВСК. Хватит ли этих денег – вопрос, в таком случае за дело возьмется государство.
Лариса уверена, что туристская фирма «Лабиринт» ничем не хуже остальных крупных туроператоров, но попала «под раздачу». В десятке крупных туристических операторов кредиты есть у всех – они должны как за проживание в отелях, так и за авиабилеты. Умышленно уходить с рынка турфирма, по мнению Ершовой, не собиралась – ее взносы были проплачены на два года вперед, а сотрудники и сейчас пытаются всеми силами вывозить своих клиентов из других стран.
Эксперты туристического рынка

В туристическом бизнесе сейчас опасаются, что ситуация начнет развиваться в соответствии с принципом домино. Но приостановка деятельности нескольких турфирм не означает, что рынок близок к серьезным потрясениям, такое мнение высказывает гендиректор туркомпании DSBW Карен Гончаров. «Это сильный удар, но думаю, что рынок его выдержит. Что касается возможности дальнейших банкротств, то в любой другой отрасли могут происходить подобные события».
Исполнительный директор «Ассоциации туроператоров России» Майя Ломидзе считает так: «Идет зачистка рынка. Выживает сильнейший, это естественный отбор. Конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция. Закономерные последствия жесткой конкуренции и массы обстоятельств, которые в этом году собрались воедино: рецессия, курс валют, банковский кризис».
Не исключает большего падения на рынке туризма и закрытия других турфирм и врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов: «Из-за внешнеполитической ситуации, роста курса валют объемы продаж на рынке сократились примерно на 20%. С другой стороны, мы видим и недобросовестное поведение некоторых участников рынка. К тому же сказывается кризис недоверия. С турбизнесом по-иному начинают работать банки, страховые компании, зарубежные партнеры, туристы. Но хочу подчеркнуть: те компании, которые честно ведут бизнес, не демпингуют, имеют серьезный запас прочности, выживут».
Тем не менее, в Следственном Комитете России 7 августа заявили о возбуждении пяти уголовных дел по фактам незаконных финансовых операций, проведенных туристическими фирмами «Нева», «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «Идеал-тур» и «Экспо-тур».
«Следствие полагает, что владельцы названных компаний, зная о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами и не имея возможности погасить долги из своих средств, продолжали собирать деньги с граждан, продавая им путевки и вводя своих клиентов в заблуждение относительно своих намерений и реальных возможностей исполнения обязательств по организации туристических поездок», – заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Другие туроператоры, опрошенные «Полит.ру», считают, что нет большей защиты, чем заключение договоров с надежными страховыми компаниями. От подобной ситуации может защитить только самостоятельное формирование отдыха – покупка авиабилетов и бронирование отелей - где абсолютно все будет зависеть от предусмотрительности и юридической грамотности туриста.