Адрес: https://polit.ru/article/2014/08/25/gg250814/


25 августа 2014, 20:29

Санкции и система международных расчетов

Начало действия санкций против России уже стало приводить к достаточно интересным последствиям. Благодаря этим санкциям выяснилось, что российское хозяйство зависит от мирового в гораздо большей степени, чем это можно было себе представить. Причем эта зависимость оказалась в буквальном смысле в ключевых секторах, о которых, кстати, за исключением очень узкого круга специалистов, мало кто знает.

Многим хорошо известно, что российское хозяйство вынуждено приобретать большое количество товаров и услуг, которая она не производит сама, и поэтому ограничение поставок этих товаров и услуг может нанести некоторый ущерб российским потребителям. Однако далеко не все представляют, что есть одна услуга, отказ в предоставлении которой может поставить под угрозу практически всю систему расчетов в области международной торговли и международного движения капиталов. Эта услуга называется системой международных расчетов.

В самом деле, зачем, например, вводить какие-то секторальные санкции против российской экономики, когда достаточно ограничить расчеты за импортируемые товары, или сжать операции по предоставлению кредитных ресурсов? Этого будет вполне достаточно, чтобы российские компании сами прекратили закупать иностранные товары, а российские банки – получать и предоставлять кредиты.

Более того, система международных расчетов устроена таким образом, что если внутри ее вводятся какие-то ограничения, то становится трудным проводить и внутренние расчеты между российскими банками, и их клиентами, если эти расчеты осуществляются в иностранной валюте.

Как осуществляются такие расчеты, и как могут действовать подобного рода ограничения, мы сейчас покажем.

Например, есть две российские компании (одна – экспортер, другая импортер), ведущие свои текущие валютные счета и расчетные счета в рублях в двух разных российских коммерческих банках. Между этими компаниями нет ничего общего – одна из них экспортирует, предположим, цветные металлы, а другая импортирует рыбную продукцию. В свою очередь, коммерческие банки имеют взаимные корреспондентские счета в рублях для осуществления внутренних расчетов, а валютные корреспондентские счета (это счета, через которые осуществляются расчеты между банками) ведут в каком-нибудь иностранном банке. Как правило, иностранный банк – это крупный международный банк, расположенный в Европе или США.

Почему здесь возникает иностранный банк – хорошо понятно. Контрагенты российских компаний находятся за границей, ведут свои счета в местных банках, и расплачиваются за покупаемые товары в иностранной валюте. Поэтому и российские банки, обслуживающие счета своих клиентов – участников внешнеэкономической деятельности, ведут свои корреспондентские счета в тех же самых иностранных банках.

Кроме того, если у того или иного российского банка за время его обслуживания в международном банке создастся хорошая репутация, то он всегда может рассчитывать на быстрое получение кредита под низкую процентную ставку. А такие кредиты очень часто бывают нужны, если, например, у банка возникает т.н. кассовый разрыв (когда списания средств с корсчета превышают поступления на него), или если на внутрироссийском валютном рынке усиливается волатильность курса, и есть возможность быстро заработать на краткосрочных валютных спекуляциях.

Понятно, что для оплаты импорта российской компании нужна иностранная валюта, которую она и покупает у российской компании-экспортера. Продажа/покупка иностранной валюты производится благодаря посредничеству системы международных расчетов, и вот как раз наличие этой системы является уязвимым местом для банков стран, попадающих под международные санкции.

Так, произведя поставку партии металлов, первая компания получает выручку в иностранной валюте, которая переводится иностранным покупателем на корреспондентский счет российского банка, где ведет свой валютный счет экспортер. Корсчет российского банка открыт, разумеется, в международном банке. После чего российский экспортер может продать, а российская компания-импортер может купить нужную ей сумму валюты у этого экспортера. И вот эта покупка иностранной валюты производится достаточно хитрым образом.

Так, котировки валюты и контракты на ее покупку/продажу определяются и заключаются на биржевом или внебиржевом (межбанковском) рынке, который функционирует на территории Российской Федерации. После того, как импортер заключил контракт на покупку валюты, он переводит ее рублевый эквивалент со своего расчетного счета в обслуживающем его банке на рублевый счет продавца валюты в его банке. При этом, подчеркиваем, все операции (котировка валюты, заключение контракта, перевод рублевого эквивалента) производятся на территории России строго между резидентами Российской Федерации. И поэтому под действие международных санкций они не подпадают.

Но вот перевод купленной валюты осуществляется уже за границей. Для этого, российская компания, продавшая валюту, отдает приказ своему банку о переводе валюты с его корсчета в иностранном банке на корсчет банка, который обслуживает клиента, купившего валюту. То есть, этот перевод осуществляется за границей, вне территории России, путем посредничества иностранного банка, хотя он и проводится между двумя российскими компаниями и осуществляется российскими коммерческими банками.

Таким образом, происходит своего рода «раздвоение расчетов»: рублевый эквивалент за купленную валюту уплачивается в России, а сама валюта переводится от продавца к покупателю уже за границей. И за границей же используется для оплаты импорта.

Вот таким образом устроена система международных расчетов, и хорошо понятно, что если иностранный регулятор наложит ограничения на движение валюты между российскими банками, то это фактически остановит все сделки по ее покупке/продаже, хотя эти сделки заключаются и частично исполняются на территории России между резидентами Российской Федерации.

Аналогичные трудности могут возникнуть и при межбанковском кредитовании в валюте. При этом не имеет значения, кто и каким образом предоставлял валютные кредитные ресурсы – иностранные банки кредитовали российские, или российские банки кредитовали друг друга. И в том, и в другом случае получение валютных кредитов производится путем перечисления суммы с корсчета одного банка на корсчет другого, и эти корсчета ведутся в третьем (иностранном) банке. Который, выполняя приказ своего регулятора, может просто заблокировать подобного рода перечисления средств со счета на счет. Поэтому, даже если кредиты будут предоставляться одним российским банком другому, наличие иностранного посредника сделает невозможным подобные операции.

С учетом этих обстоятельств российские коммерческие банки (и их клиенты) попадают в достаточно щекотливую ситуацию. В принципе, российские банки могут проводить расчеты своих клиентов в валюте напрямую, без посредничества иностранных банков, после открытия соответствующих взаимных корсчетов в валюте. Однако для расчетов с иностранными контрагентами своих клиентов корреспондентские отношения с иностранными банками все равно придется поддерживать. В противном случае ни получить выручку от экспорта, ни оплатить импорт они не смогут. А это будет уже полным коллапсом всей системы международных торговых отношений России.