В понедельник, 8 сентября, Владимир Путин своим указом упразднил три федеральных ведомства — Министерство регионального развития, Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка).
Дмитрий Медведев, который пришел к президенту с предложением об изменении структуры федерального правительства, рассказал, что дальнейшее существование этих ведомств нецелесообразно, а в Белом доме пообещали подыскать достойную работу бывшим руководителям.

Про то, что Минрегионразвития ждет если не упразднение, то окончательное угасание, было понятно давно, и новостью это, по хорошему, не стало. За последние несколько лет было создано три территориальных министерства, которые отвечают за состояние дел в Крыму, на Кавказе и на Дальнем Востоке. В ноябре 2013 года было создано Министерство строительства и ЖКХ — ранее эти отрасли находились в ведении Минрегиона. Фактически, на сегодняшний день ведомство практически осталось без полномочий, именно поэтому его упразднение вполне ожидаемо и логично.
Другое дело с двумя ведомствами, которые так или иначе связаны с закупкой вооружений и военной техники. По всей видимости, одновременность реформы в этой отрасли госуправления и упразднение Минрегиона — простое совпадение, больше никаких связей между этими событиями не прослеживается.
Федеральная служба по оборонному заказу, Рособоронзаказ, как и следует из названия, занимается контролем и надзором за исполнением норм и правил в сфере оборонного заказа, а также в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.
Предшественник современного ведомства, Государственный комитет по оборонному заказу, был образован при Министерстве обороны 11 марта 2003 года — тогда впервые за долгое время государство резко увеличило финансирование закупок вооружений, из-за чего министр обороны Сергей Иванов и решил создать специальное учреждение, которое могло бы проконтролировать расход бюджетных средств.
В марте 2004 года во время административной реформы госкомитет был преобразован в федеральную службу, которая стала контролировать торги в рамках гособоронзаказа, надзирать за соблюдением техрегламентов, контролировать ценообразование и состояние организаций ОПК. В функции ведомства также входило ведение реестра единственных и недобросовестных поставщиков.

В мае 2012 года, во время формирования правительства Дмитрия Медведева, Рособоронзаказ, который ранее был в ведении Министерства обороны, перешел в подчинение правительства, его стал курировать вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Рособоронзаказ — небольшое по российским меркам ведомство. В центральном аппарате работают менее 300 человек, бюджет службы в 2014 году составил всего 385 миллионов рублей.
Рособоронпоставка создана в феврале 2007 года, однако реально ведомство начало работать только в 2010 году — тогда было утверждено положение об агентстве. Тогда же оно было передано из ведения правительства в подчинение Министерству обороны. Это агентство выполняет функции государственного заказчика — то есть размещает, заключает, оплачивает, контролирует и учитывает все контракты в этой сфере. С 2011 года оно работает не только для Министерства обороны, но также в интересах МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН и ФСКН.
Согласно указу президента, работа с госзаказом будет передана непосредственно в ведомства, таким образом исчезает одна из прослоек между заказчиками и исполнителями. Функции контроля за гособоронзаказом буду разделены между Счетной палатой, Федеральной антимонопольной службой и Минпромторгом.
Интересно, что изначально с предложение упразднить Рособоронзаказ выступил министр обороны Сергей Шойгу. Так как ведомство находится в подчинении правительства, его курирует вице-премьер Дмитрий Рогозин, что, возможно, и стало причиной недовольства главы оборонного ведомства.

Вначале Сергей Шойгу обратился со своей идеей к Дитрию Медеведву. Он указал, что контроль за расходованием средств, идущих на гособоронзаказ, можно передать Счетной палате, ведение реестра недобросовестных поставщиков можно доверить Федеральной антимонопольной службе, а право выдачи лицензий предприятиям оборонно-промышленного комплекса — Минпромторгу.
Дмитрий Медведев, однако, на предложение Сергея Шойгу не откликнулся, тогда министр обороны напрямую написал аналогичное письмо президенту Владимиру Путину, который, по сведениям «Коммерсанта», оставил на нем резолюцию «Согласен».
После этого к процессу вновь подключился Дмитрий Медведев, который настоял на том, что помимо Рособоронзаказа необходимо ликвидировать и Рособоронпоставку. После ликвидации Рособоронпоставки вся работа по поставкам продукции военно-технического назначения будет сконцентрирована в Минобороны, а контрольно-надзорную деятельность, ранее закрепленную за Рособоронзаказом, поделят между собой Министерство промышленности и торговли, Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата. «Это не приведет к каким-то проблемам, но в то же время позволит оптимизировать структуру правительства», — уверенно сказал премьер на встрече с главой государства.
Теперь сотрудники обоих ведомств с нетерпением ждут 1 января 2015 года — именно в этот день, согласно указу президента, они должны быть уже либо переведены на работу в другие учреждения, либо останутся без работы.