29 марта 2024, пятница, 02:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Защитить Россию от Cosmopolitan и Marie Claire

Cosmopolitan
Cosmopolitan

Депутаты В.Деньгин (ЛДПР), В.Парахин («Справедливая Россия») и Д.Вороненков (КПРФ) внесли в Думу поправки в закон «О СМИ», согласно которым максимально возможная доля зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ, не может быть больше 20%. Еще их проект запрещает выступать учредителями СМИ (радио, печатное издание, телеканал и пр.) иностранным физическим и юридическим лицам, а также гражданам России, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства.

Любопытно, что "Известия" представили данную инициативу как солидарную акцию оппозиции: "Парламентская оппозиция намерена защитить российское информационное пространство...". Ну да, оппозиция, сразу все ее три фракции. Суть дела: сейчас ограничение на иностранное участие на телевидении и радио установлено в размере 50%, плюс оно не касается печатных СМИ. Соответственно, теперь не более 20%, а печатные и интернет-издания уже включены. Уточнено, что "Запрет не коснется тех медийных проектов, которые не имеют лицензию СМИ". Собственно, как вообще доказывать, что тут медийный проект, когда он не зафиксирован как СМИ? Вопрос теоретический и тут их будет еще несколько таких.

По процедуре расписано основательно: «Известиям» авторы законопроекта сообщили, что "предлагается ввести ограничения с 1 января 2016 года. Владельцам СМИ дается время до 1 февраля 2017 года на приведение всей корпоративной цепочки в соответствие с законом. Новые документы о владельцах и учредителях, по замыслу депутатов, должны быть переданы в Рос­комнадзор не позднее 15 февраля 2017 года. На это ведомство возлагается ответственность за исполнение законодательства. В случае нарушения ведомство обязано обратиться в суд для приостановления деятельности СМИ. Также учредители, нарушающие закон, лишаются корпоративных прав: права голосования, права управления, права на получение информации о деятельности организации".

 
Вадим Деньгин

Тут вопросов нет, все всерьез. Но общий смысл-то в чем? Потому что – исходя из пояснений соавторов – причина их законотворчества выглядит исключительно эмоциональной: "По словам соавтора законопроекта, первого зампреда комитета ГД по информационной политике Вадима Деньгина, данная инициатива не является попыткой какого-то политического давления на средства массовой информации. По его словам, инициатива идет в формате обеспечения безопасности нашей страны.
— Здесь нет давления на бизнес, какие там структуры участвуют — решать не нам. Мы боремся за ограничение для иностранцев в 20%. «Кто владеет информацией — тот владеет миром». Понятно, что если иностранцы выходят на медиарынок другой страны, то они фактически получают доступ к умам людей, к формированию общественного мнения..."

 
Владимир Парахин

Другой соавтор, первый зампредседателя комитета ГД по земельным отношениям и строительству В.Парахин сказал так, что "документ предусматривает ограничение иностранного капитала на отметке не более 20%, для того чтобы обезопасить информационное пространство России.
— Если мы говорим о большем проценте, например, 25% — это уже блокирующий пакет акций, когда можно существенно влиять на информационную политику любого издания. Мы видели на примере событий на Украине, что в нашей прессе многие вещи преподносятся не совсем достоверно, — отметил он".

Тут уже второй теоретический вопрос: что значит его фраза "Мы видели на примере событий на Украине, что в нашей прессе многие вещи преподносятся не совсем достоверно". Выглядит двусмысленно, кем именно "не совсем недостоверно" и, соответственно, что есть истина?

Собственно, недавно у Деньгина уже была одна инициатива в эту сторону ("Дума просит Роскомнадзор проверить украинскую версию «Яндекса»"): "Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР) направил обращения в компанию «Яндекс» и Роскомнадзор с требованиям дать оценку работе украинской версии популярного отечественного поисковика (yandex.ua)". Дело было не в том, что Яндекс.уа ищет как-то криво: "Депутат отмечает, что в новостной раздел украинского «Яндекса» поступают статьи и заметки украинских СМИ, которые массово допускают искажение информации и содержат прямые выпады против России". Из "Яндекса" ему попытались объяснить, что такое агрегатор и его роботы, но осталось неизвестным, чем там закончилось. Тут это вспомнилось ровно в  связи с эмоциональной основой нового законотворчества Деньгина.

Собственно, не совсем понятно, зачем тут заходить через процент участия, существуют и более конкретные способы обеспечения безопасности. А вот предполагать, что некий иностранный инвестор решил формировать умы в стране... как есть эмоции в двух частях: романтизм и конспирология (а она тоже романтизм). Романтизм в том, что авторы закона в самом деле верят, будто всякий день есть некая единственная истина, искажая которую СМИ могут тут же всколыхнуть умы и т.п. А конспирология - в самой идее того, что владелец свыше 20% определяет, что и как публикуется, по всей информационной цепочке – от его коварной мысли до вывешивания на сайте. А кому такое уже удалось?

В итоге законопроект выглядит исключительно абстрактно: ниже 20% и станет хорошо и надежно. Причем, депутаты явно не видели сводку изданий, у иностранных владельцев которых сейчас больше 60%. Ну, ее тут и привели "Известия". Отчего тема "обеспечения безопасности нашей страны" выглядит даже свежо. Forbes и "Ведомости", присутствуют, но не они основное. Основное вот:

"ООО «Фэшн Пресс», издающее журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др., владеют Sanoma Independent Media и американская Hearst. … ООО «Юнайтед Пресс» (журналы Men’s Health, Women’s Health, National Geographic) принадлежит Sanoma полностью через три юрлица: кипрскую «Ай. Эм. Эйч. Медиа Лимитед» (60,71%) и нидерландские ЗАО «Индепендент Медиа Холдинг Б.В.» (38,89%) и «Индепендент Медиа Б.В» (0,39%).

 

Холдинг Hearst Shkulev Media издает в России журналы Elle, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», мужской глянец Maxim и другие журналы. ООО «Хёрст Шкулев Медиа» на 100% принадлежит кипрскому ООО «Ди-Эм-Си. Диверсифайд медиа компани лимитед»".

Что до эмоций авторов, то основная тут – некая тревожность, не находящая себе конкретного предмета. Что именно надо сделать - предлагается. Возможно, это снимет тревожность, но только на время, потому что ее снимет само действие, а никак не его последствия. Хорошо, иностранцев можно сократить, даже и вообще убрать. Но что делать с существующей на свете не российской прессой? Ладно, ее могут читать не все жители РФ, а те, кто знает еще хоть какой-то язык. То есть, тогда вся проблема в тех, кто не может читать на других языках?

Но читатели Forbes и "Ведомостей" какой-нибудь язык, скорее, знают. ;А тогда выходит, что главную угрозу информационному пространству России несут именно Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire Men’s Health, Women’s Health, National Geographic Elle, Marie Claire, Psychologies и Maxim.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.