22 марта 2019, Пятница, 01:30
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Две полосы Домодедово

Московский аэропорт Домодедово
Московский аэропорт Домодедово
Фото: domodedovo.ru

Московский аэропорт Домодедово, похоже, все-таки останется без третьей взлетно-посадочной полосы. Во всяком случае государство денег на ее строительство в Фонде национального благосостояние не нашло. Теперь собственники аэропорта надеются, что правительство хотя бы просубсидирует процентную ставку по кредитам в коммерческих банках — иначе развитие аэропорта станет просто невыгодным.

Программа развития столичного авиаузла, который состоит из трех главных аэропортов, в Домодедово, Шереметьево и Внуково, рассчитана на значительное увеличение пропускной способности к лету 2018 года, когда в России, и в Москве в том числе, запланирован Чемпионат мира по футболу.

 
Фото: domodedovo.ru

Еще весной чиновники планировали потратить из ФНБ 208 млрд рублей на модернизацию аэропортов, чтобы те смогли выдержать увеличение нагрузки, по крайней мере, на 30%. Однако теперь Министерство транспорта, по данным «Коммерсанта», подсчитало, что на данный проект понадобится минимум 260 млрд — именно такая сумма была названа на совещании у Дмитрия Шувалова в начале октября.

В ответ на увеличение стоимости работ министерствам транспорта, экономики и финансов было поручено поработать с инициаторами проекта развития авиаузла (РЖД, «Автодор» и операторы аэропортов) с целью «оптимизации требуемого объема инвестиций», то есть экономии средств.

Изначально программа развития Московского авиаузла состояла из семи проектов. Планировалось модернизировать все три аэропорта, перестроить к ним железнодорожные ветки, а также построить подъездную дорогу к Домодедово от трассы «Дон». Оператор Домодедово рассчитывал, что в рамках программы сможет получить средства на строительство третьей взлетно-посадочной полосы, но, учитывая заявленную экономию, вряд ли сможет на что-то рассчитывать.

На совещании у вице-премьера Игоря Шувалова было прямо рекомендовано искать средства на строительство в других местах, в частности, в коммерческих банках. Вообще из ФНБ деньги тоже даются не просто так, формально это тоже кредит, просто на достаточно долгий срок и на очень выгодных условиях — процентная ставка превышает уровень инфляции всего на 1 п.п.

В Домодедово надеются, что смогут получить поддержку государства в другом виде: например, государство, при желании, может субсидировать процентную ставку коммерческого кредита таким образом, чтобы она не превышала тот самый уровень «инфляция + 1 п.п.», можно также выпустить специальные облигации, дать государственные гарантии и т. д.

 
Фото: domodedovo.ru

Всего стоимость строительства третьей взлетно-посадочной полосы оценивается в 35-47 млрд рублей, то есть почти в миллиард долларов. Если для ее строительства привлекать обычный коммерческий кредит, то стоимость пользования полосой будет слишком высока, что сделает ее неконкурентоспособной из-за слишком высоких тарифов на использование, а значит ненужной.

Впрочем, некоторую помощь аэропортам в правительстве готовы оказать. Сейчас государство жестко регулирует размер сборов за взлет-посадку, за обслуживание пассажиров в аэровокзальном комплексе и за авиационную безопасность. В ближайшем будущем может сохранится только установленный тариф за безопасность, размер остальных сборов будет определять оператор аэропорта в рамках определенной вилки, которую все-таки будет устанавливать правительство. Подорожание каждого проданного билета на 100 рублей, учитывая пассажиропоток, может принести операторам столичных аэропортов в общей сложности до 200 миллионов долларов в год. Правда, даже если очень спешить, либерализация рынка вряд ли произойдет раньше 2016 года.

Домодедово, конечно, небольшое увеличение сборов с пассажиров вряд ли спасет. Тем более что, похоже, государство делает все для того, чтобы не позволить построить третью взлетно-посадочную полосу. Напомним, Домодедово — единственный в столице аэропорт, который контролируется частными структурами, но инфраструктура которого принадлежит государству.

В 2013 году пассажирооборот в Домодедово превысил 30 миллионов человек. При этом расчетная мощность аэровокзального комплекса — 21 миллион человек в год, так что не удивительно, что пассажиры в последнее время жалуются на плохое обслуживание в Домодедово. Владельцы аэропорта уверены, что без строительства третьей полосы невозможно будет обслуживать более 50 миллионов человек в год — аэропорт уже сейчас работает почти на пределе и не имеет сколько-нибудь серьезных перспектив развития.

 
Фото: domodedovo.ru

Министерство транспорта имеет свои расчеты. В марте оно представило Дмитрию Медведеву доклад, в котором обосновывалась возможность увеличения пропускной способности аэропорта до 56 миллионов человек к 2020 году за счет реконструкции аэровокзального комплекса, аэродромной инфраструктуры и системы управления воздушным движением.

В теории строить дополнительные полосы выгоднее всего именно в Домодедово: он находится дальше всего от Москвы, земля там дешевле, вокруг меньше населенных пунктов. Уже сейчас там можно построить третью полосу параллельно существующим двум, чтобы можно было использовать одновременно все три. Во Внуково две ВПП расположены крест-накрест, что исключает возможность одновременного их использования и вообще делает развитие аэропорта не слишком перспективной идеей.

Государство, однако, решило финансировать строительство новой ВПП в Шереметьево — несмотря на то, что земля в районе Химок стоит заметно дороже. Правительство, конечно, можно понять: вкладывать деньги приятнее в актив, который можно контролировать — Шереметьево, в отличии от Домодедово, находится под государственным управлением. Но все-таки есть надежда, что подобные соображения не отразятся на развитии столичного авиаузла, пассажиропоток в котором растет с каждым годом.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:57Ведомство Роскомнадзора заказало систему контроля за блокировками
00:48Минфин передумал повышать цену ОСАГО за пьяное вождение
00:30Джимми Картер стал самым долгоживущим из экс-президентов США
00:21Facebook обнаружил сотни миллионов незашифрованных паролей
21.03 23:39Роман Панов уволен с поста гендиректора «Росгеологии»
21.03 23:27Преступная группа торговала тайно снятым в отелях Южной Кореи видео
21.03 23:07Bloomberg сообщил о возможной отсрочке Brexit на девять месяцев
21.03 22:52Минфин США обвинил два российских порта в нарушении санкций
21.03 22:33Суд отменил приговор создателю «Мужского государства»
21.03 22:17Белый дом отказал демократам в выдаче данных о встрече Трампа с Путиным
21.03 22:05СМИ узнали о готовности саммита ЕС отсрочить Brexit до 22 мая
21.03 21:45Зеленский призвал «не давить» русский язык на Украине
21.03 21:30Трамп анонсировал признание Голанских высот израильскими
21.03 21:14МВД урезало список опасных пород собак в 5,5 раза
21.03 20:43Россия запретила импорт турецких яблок через Белоруссию
21.03 20:28При крушении парома в Ираке погибли 85 человек
21.03 20:15Минфин изменит условия продажи «народных» облигаций федерального займа
21.03 20:06Присяжные признали американца виновным в угрозах убить Обаму
21.03 19:41Вице-премьер обвинил «Авиастар-СП» в срыве сроков оборонзаказа
21.03 19:28Боец Емельяненко обжаловал лишение водительских прав
21.03 19:12Росстат зафиксировал снижение бедности в РФ до уровня пятилетней давности
21.03 18:57Рогозин прокомментировал сообщения об исках ко СМИ за клевету
21.03 18:32Правительство продлит соглашение с нефтяниками по ценам на топливо
21.03 18:10Власти увеличили бюджет Росмолодежи в 7 раз
21.03 18:00Археологи нашли монастырь англосаксонской принцессы VII века
21.03 17:49Минкультуры уволило 56 специалистов после проверки Счетной палаты
21.03 17:30Данные о диагнозах пациентов оказались в открытом доступе в интернете
21.03 17:10В Москве простились с певицей Юлией Началовой
21.03 16:52Правительство проведет полную инвентаризацию недвижимости и земель
21.03 16:27В Госдуме создали согласительную комиссию по закону о запрете хостелов
21.03 16:08Прокуратура Чечни поддержала доводы «Газпрома» по списанию долгов за газ
21.03 15:45На Сахалине подтвердили незаконность вылова косаток для продажи за рубеж
21.03 15:30В Минкультуры создадут собственную службу безопасности
21.03 15:12В Москве на неделю закроют пять станций красной ветки метро
21.03 15:00Находки в Чили подтверждают гипотезу о падении крупного метеорита 12800 лет назад
21.03 14:50Песков рассказал о критериях отбора новых губернаторов
21.03 14:32Суд в Москве повторно допросил Кирилла Серебренникова
21.03 14:07Суд оставил под арестом экс-главы отдела ГУ МЧС Кузбасса
21.03 13:48Место Алферова в Госдуме займет депутат красноярского Заксобрания
21.03 13:34У правительства появились вопросы к «Роскосмосу»
21.03 13:22Ущерб от коррупции военнослужащих в России вырос в 4 раза
21.03 13:09В ЦИКе отказались передать Грудинину мандат депутата Госдумы
21.03 12:49Защита Арашукова попросила восстановить его в должности сенатора
21.03 12:31Минздрав предложил запретить продажу крепкого алкоголя до 21 года
21.03 12:10Врио губернатора Оренбургской области назначен Денис Паслер
21.03 12:00Североамериканская птица ежегодно совершает перелеты на 20 000 километров
21.03 11:55Путин назначил врио губернатора Мурманской области
21.03 11:28В Астане прошел митинг против переименования столицы в Нурсултан
21.03 11:14Госдума приняла закон о повышении пенсий сверх прожиточного минимума
21.03 11:03Ковтун собирается в отпуск после отставки

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.