28 марта 2024, четверг, 11:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 октября 2014, 13:01

Сочинский старт

«Формула 1» в Сочи
«Формула 1» в Сочи
Фото: sochiautodrom.ru

В Сочи начался первый российский этап гонки «Формула-1». Официальный старт был дан в пятницу, на трассе состоялись свободные заезды, благодаря которым пилоты смогли изучить автодром, понять его особенности и привыкнуть к покрытию.

В субботу в Сочи проходит квалификация, по итогам которой будет понятно, кто с какой позиции будет стартовать. А в воскресенье в 15:00 стартует непосредственно гонка, за которой с трибун будут следить 55 тысяч человек, в том числе президент Владимир Путин.

«Формула-1» шла в Россию очень долго. Проект проведения Гран-при Советского Союза обсуждался еще в начале 1980-х годов. Берни Экклстоун, владелец «Формулы», приезжал в СССР в 1982 году, московский этап был даже включен в предварительный календарь чемпионата мира в 1983 году. Однако первая и единственна гонка на территории Восточного блока была организована в Венгрии, впервые она прошла в 1986 году.

В 1990-х годах в России было не до организации гонок мирового класса, хотя проекты строительства трасс предлагались различными компаниями, в том числе небезызвестным акционерным обществом ЛогоВАЗ Бориса Березовского.

После прихода к власти Владимир Путин обратил внимание на автомобильные гонки, в 2001 году он утвердил план строительства автодрома близ аэропорто Пулково под Санкт-Петербургом. Через два года мэр Москвы Юрий Лужков решил построить трассу самостоятельно в Молжаниновском районе города — это пустынное место к северу от МКАДа.

До некоторого времени две столицы, казалось, были главными претендентами на проведение Гран-при России «Формулы-1». В марте 2008 года Берни Экклстоун даже прилетал в Петербург для проведения переговоров с Валентиной Матвиенко, которая тогда была губернатором города.

Все расклады, однако, поменялись после того, как Сочи получил право на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Город, который до того не отличался большим количеством спортивных соревнований, необходимо было максимально «наполнить», иначе строить там стадионы и гостиницы и правда не имело смысла.

 
«Формула 1» в Сочи

С того момента федеральные власти стали продвигать строительство трассы именно в Сочи. Тем более, что подобная конфигурация — строительство трассы рядом с бывшими олимпийскими объектами — отлично зарекомендовала себя в Монреале и Сиднее.

Без российских особенностей, конечно, не обошлось. Трасса в Сочи строила компания «Центр "Омега"», которая принадлежит правительству Краснодарского края. В 2011 году стоимость строительства оценивалась в 6 млрд рублей. Немного позднее выяснилось, что трасса обойдется бюджету в 11 млрд рублей, а летом 2014 года заместитель гендиректора компании Александр Мохна аккуратно сообщил, что «ориентировочная стоимость объекта приближается к 16 млрд рублей». Это не делает российскую трассу самой дорогой. По сегодняшнему курсу 16 млрд рублей — это 400 миллионов долларов, а трасса в Абу-Даби обошлась казне арабского шейха в 500 миллионов.

 
«Формула 1» в Сочи

Стоимость строительства трассы — далеко не все расходы, которые необходимо сделать для проведения гонки «Формулы-1». За право провести соревнование компаниям Берни Экклстоуна приходится платить по 40 миллионов долларов ежегодно, снизить плату можно будет только после 2020 года — именно до этого года уже заключен контракт.

Отбить затраты на проведение гонки крайне проблематично. Сколько-то, конечно, дает реклама, но очевидцы сообщают, что в Сочи ее не так уж и много. Даже часть стоимости билетов приходится передавать организаторам чемпионата «Формулы-1».

В европейских и североамериканских городах, в которых проходят этапы «Формулы-1», вопрос об окупаемости, как правило, практически не стоит. Трассы там построены давно и они постоянно загружены далеко не только «Формулой»: автоконцерны любят соревноваться друг с другом в совершенстве разнообразных технических новинок, а людям нравится за этим наблюдать.

 
«Формула 1» в Сочи

Плюс ко всему, чем более значительной историей может похвастаться этап «Формулы-1», тем меньше денег его организаторы отдают владельцам гонки. Так, единственная страна, которая не платит взносов за проведение гонки в принципе — Монако. Дело в том, что гонка в этом городе является своего рода визитной карточкой «Формулы», и от разрыва контракта пострадает скорее не княжество, а компании Берни Экклстоуна.

Это все означает, что для России этап «Формулы-1» является скорее имиджевым проектом, так же, как и для большинства стран третьего мира. Только за последнее десятилетие «Формула» ушла из Южной Кореи, Индии, Турции и Франции. Еще раньше от проведения соревнований отказались Аргентина, Португалия, Мексика и Нидерланды. Главная причина — убытки от проведения гран-при. Из-за этого гонки прекращаются во время кризисов или экономических проблем и затем уже, как правило, не возобновляются.

При этом сама «Формула-1» получает стабильную прибыль. В 2013 году валовый доход составил 1,7 млрд долларов, а прибыль превысила 0,5 млрд. Более четверти миллиарда — те самые платежи за право проведения гонки, рекламные контракты дали более 200 миллионов долларов.

Несмотря ни на что, организация гонки «Формулы-1» на территории России — давняя мечта не только простых граждан, но и руководства страны. Проведение «королевской гонки» можно считать одним из признаков «приличной страны», которыми так приятно обладать.

Россия уже побеждала на Евровидении, организовала зимнюю Олимпиаду, выиграла право на проведение Чемпионата мира по футболу. Теперь для того, чтобы окончательно удостовериться в том, что Россия входит в клуб приличных государств, необходимо добиться отмены визового режима с Европейским союзом и, желательно, отмены санкций. Лучше бы, конечно, было не доводить дело до их введения, но тут уж ничего не поделаешь.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.