Глава МИД РФ С.Лавров выступил на лекции по вопросам внешней политики России в рамках проекта «Гражданский университет» партии «Единая Россия». И рассказал о самом главном внешнеполитическом. Что характерно, все главное оказалось тревожным. То есть, ничего прогрессивного и радующего, вокруг угрозы и вызовы.
Прежде всего - стратегическое заявление: по версии С.Лаврова, «Мир переживает период смены эпох в условиях роста напряженности в отдельных регионах, стало также очевидно, что либерально-капиталистическая модель развития не является универсальной». Причина: «Катализатором перемен стал глобальный финансово-экономический кризис, который окончательно подвел черту под рассуждениями о всемирной победе либерально- капиталистической модели и необходимости всех под эту модель подстраиваться». Чьи рассуждения, что это была за черта и в чем она выражается конкретно – не уточнено. Но вектор для МИДа РФ тут однозначно присутствует.
Части мира
Далее обзор по частям мира. Некоторые точки. Так, «Россия оказывает последовательную поддержку правительствам Ирака, Сирии и других стран региона в их противостоянии тем религиозным экстремистам, которые рвутся к власти. В том числе поддерживаем эти правительства путем масштабных поставок вооружений и военной техники, реально повышая их боеспособность».
Молдова и Приднестровье
По словам С.Лаврова «Нужно искать особый статус Приднестровья в рамках уважения территориальной целостности Молдовы, причем Молдова должна оставаться суверенной и сохранять военно-политический нейтралитет». Лавров надеется, что Приднестровье будет развивать отношения с ЕАЭС и Таможенным союзом, а Кишинев не будет этому препятствовать. При этом Приднестровье будет иметь право самостоятельно определить свое будущее «в случае изменения Молдавией своего внеблокового военно-политического статуса». Ну типа решит присоединиться к Румынии, войдет в ЕС или в НАТО.
В этой же связи Лавров назвал «вопиющим» одно из решений КС Молдовы: «На нынешнем этапе кишиневские власти явно пытаются двигаться в недемократическом направлении. Чего стоит недавно вынесенное решение КС о том, что любые партии, целью которых не является интеграция в Евросоюз, являются антиконституционными. Я опешил, когда прочел эту новость. Это вопиющее решение». Тут же была раскрыта и подоплека: «В конституционном суде Молдовы из семи членов шестеро - граждане Румынии. Они приняли решение о том, что любая партия, если верны сообщения СМИ, которая не записала в своем уставе конечную цель - вступление в Евросоюз, является антиконституционной».
США
Теперь, пожалуй, вторая по главности (после общей оценки ситуации) тема: «Я встречался с госсекретарем США Джоном Керри в Париже на прошлой неделе, я ему объяснил, что мы всегда открыты к сотрудничеству, но здесь не может быть такого выборочного подхода. Надо взаимодействовать честно, открыто и исключительно на равноправной основе, уважения друг друга, интересов каждой страны и на основе уважения интеллектуальной способности партнера». К сожалению, тема «интеллектуальной способности» партнера уточнена не была.
Далее Лавров не согласился с тем, что отношения Москвы и Вашингтона в данный период можно охарактеризовать, как «холодную войну»: «Конечно, это не «холодная война». Правильнее задаваться вопросом, куда эти отношения идут? Вы знаете, они уже вниз ушли достаточно далеко и глубоко. Я очень надеюсь, что это снижение уровня взаимодействия достигло какого-то дна, по крайней мере, пока движение идет без дальнейших спадов, но и без каких-либо попыток приподнять эти отношения».
По его словам, частые встречи на уровне глав внешнеполитических ведомств России и США свидетельствуют о понимании Вашингтоном "ненормальности" в отношениях между странами (встреча Лаврова с Керри в Париже была тринадцатой за год). С.Лавров напомнил про прекращение по инициативе Вашингтона работы двусторонней президентской комиссии: «Кто от этого страдает? Страдают конкретные программы, конкретные вопросы, которые требуют своего решения, в решении которых заинтересованы не только Москва и Вашингтон, но и многие другие страны». Впрочем, он считает, что «нынешний климат в российско-американских отношениях – надолго».
Рассказывая об отношениях сторон по поводу нарушений договора по ракетам средней давности, Лавров пояснил и в чем причина нынешнего климата: «Надо наших американских партнеров все-таки постоянно удерживать в рамках, если не международного права, то дипломатических приличий. Это непросто. Я не жалуюсь, это объективная вещь. У них (США) выработалась такая психология, такой менталитет, когда принимается какое-то решение под овации либо конгресса, либо какой-нибудь площади в стране-союзнице Соединенных Штатов, провозглашается и потом предъявляется всему миру как истина в последней инстанции».
Заодно тут даже и Арктика: «Мы твердо исходим из того, что нет никаких проблем в Арктике, которые требуют участия НАТО. Более того, там нет никаких проблем, которые требуют военных решений». Причина упоминания Арктики состояла в том, что в Москве «периодически слышат и слышали задолго до украинских событий разговоры о том, что НАТО хочет повысить свой профиль в этом регионе. В натовских доктринах и анализе периодически присутствует тема о том, что в Арктике военный фактор будет возрастать в контексте обострения борьбы за ресурсы».
Украина
Наконец, дело вырулило на украинскую тему. С.Лавров сообщил, что «украинский кризис займет какое-то время, и придется всем думать над объединением усилий в конструктивном русле, а не в русле односторонних санкций». Вот только с объединением усилий не будет просто, поскольку точка зрения МИДа РФ состоит в том, что «Ситуация на Украине используется некоторыми странами, прежде всего Вашингтоном, для того, чтобы навязать свое лидерство на всем евроатлантическом пространстве. Что бы Россия ни делала, эти попытки прекращаться не будут».
Теперь совсем конкретно. Например, история, касающаяся «линии разграничения» между территориями, которые контролируют сепаратисты и остальной Украиной: «Все выступают за то, чтобы контроль выполняла специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, которая для этих целей попросила дополнительное оборудование, защищенные транспортные средства и беспилотники. Мы готовы в этом помогать».
Далее: «Конечно же, это необходимо сделать, консультируясь и согласовывая с представителями Луганска и Донецка. Потому что речь идет о контроле за тем, как соблюдается прекращение огня и как соблюдается статус полосы разграничения сторон между киевскими силовиками и ополчением. Именно эту зону беспилотники должны контролировать, и принципы их работы должны быть согласованы с противоборствующими сторонами».
А это - нюанс и новизна: все предыдущее время речь шла о том, что и мониторщики ОБСЕ, и беспилотники будут контролировать украино-российскую границу – на предмет поступления через нее в Украину военной техники и людей. Оказывается (по версии С.Лаврова), все не так. А именно: «Я читал заявление из Киева по итогам миланских встреч о том, что есть договоренность и в установлении контроля на всем протяжении российско-украинской границы, было заявлено, что в ближайшие дни все КПП будут возвращены украинским пограничникам и таможенникам. Это неправда. Для того, чтобы все эти КПП вернулись под контроль украинских таможенников и пограничников, чтобы вообще там появились украинские власти, необходимо разговаривать с ополченцами, которые сейчас эти контрольно-пропускные пункты контролируют».
И добавил на тему российской ответственности по этому поводу: «Что касается той стороны границы, ее контролируют ополченцы на той территории, о которой идет речь, и разговаривать нужно с ними, а не с Российской Федерацией». «Та сторона границы» - имеется в виду украино-российская. Здесь Лавров имел в виду слова В.Путина, который ранее заявлял, что «в части, касающейся российской стороны границы с Украиной, мы несем всю ответственность за обеспечение безопасности и режима, который установлен в пограничной зоне». Так что Лавров имел в виду, что ту сторону границы, которую контролируют сепаратисты (это километров 300), то РФ там не причем вообще. В принципе тут все та же тема: что именно может через эту границу переползти и что за режим установлен с российско-украинской стороны.
Наконец, позитив
В общем, вокруг риски и тревога. Но отыскался и позитив. Лавров видит «очень хорошие перспективы в отношениях с Кубой». Позитив раскрыт такими словами: «Куба - наш давний партнер, это легендарная страна, символ свободы в Латинской Америке. Даже те режимы, которые принято считать в регионе прозападными, все без исключения выступают в поддержку Кубы. В этом осознание того, что свобода - это нечто большее, чем просто следование рецептам США… За последние десятилетия мы вспомнили о старых друзьях, здесь есть очень важный моральный фактор - люди, которые искренне к нам тянутся. Мы их не забыли. Второй фактор - прагматичный. Это люди, которые не просто разделяют наши ценности в ходе разговоров, но они готовы их отстаивать на международной арене. Это проявилось при голосовании по Крыму, когда подавляющее число стран Латинской Америки не поддержало западную позицию. Это проявилось при голосовании по резолюции по Абхазии и Южной Осетии».