28 марта 2024, четверг, 20:21
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наталия Халдеева

«Он был хорошим собеседником по любой научной проблеме»

А.А. Зубов на кафедре антропологии МГУ. Аспирантские годы
А.А. Зубов на кафедре антропологии МГУ. Аспирантские годы

У физических антропологов юбилейный год - исполняется 130 лет со дня рождения специалиста по Средней Азии Л.В. Ошанина, 110 лет – антрополога, этнографа и археолога М.Г. Левина, 100 лет – знатока антропогенеза М.И. Урысона, 90 лет – пластических реконструкторов Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной, 85 лет – крупнейшего палеоантрополога И.И. Гохмана, 80 лет со дня рождения основателя российской школы одонтологии и специалиста по происхождению человека А.А. Зубова и др.. 

В связи с этим в октябре 2014 Центр физической антропологии ИЭА РАН провел конференцию «Памяти посвящается…», чтобы  вспомнить многих и многих ушедших, но не забытых коллег-антропологов, внесших свой немалый вклад в развитие физической антропологии.

 
Наталия Ивановна Халдеева

Очередным материалом из цикла «Памяти посвящается…» стало интервью с ведущим научным сотрудником ИАЭ РАН, специалистом по одонтологии и антропоэстетике Наталией Ивановной Халдеевой об учителе, основателе  российской школы одонтологии и специалиста по происхождению человека Александре Александровиче Зубове.

Наталия Ивановна, вы хорошо знали, дружили и много работали с Александром Александровичем Зубовым.  Расскажите, как он пришел в антропологию? 

Родился Александр Александрович 8 мая 1934 года в Москве, в Тимирязевском районе, рядом с Тимирязевским парком. В 1941 году на крыльце деревянного родительского дома он услышал первые раскаты военных орудий, а в 1945 встречал салют победы. С началом войны родители и оба сына (А.А. с братом) эвакуировались в Ставрополь, который оказался вскоре занятым немцами. Попадали под беспощадные бомбежки, переживали голодное время и режим военного положения в городе. После войны А.А. болел практически в течение года – последствия военного времени. Родители планировали видеть его филологом или переводчиком - покупали словари, учебники. Испанский язык он освоил в совершенстве, занимаясь с соседкой, этнической испанкой – оказавшейся в Москве с группой испанских детей со времен войны в Испании. В старших классах школы А.А. твердо решил учиться в МГУ на кафедре антропологии Биолого-почвенного факультета, студентом которой стал в 1956 году. Руководитель кафедры профессор М.А. Гремяцкий рекомендовал специализироваться в одонтологии, то есть морфологии/строении зубной системы современного и древнего/ископаемого человека. По этой тематике А.А. писал диплом, кандидатскую и докторскую диссертации.

 
Александр Зубов с родителями 

Когда вы первый раз встретились с Александром Александровичем и какое впечатление он на вас произвел?

В 1963 году, на третьем курсе, по плану занятий нашей группы на кафедре антропологии Биолого-почвенного факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, начинался новый предмет «Одонтология», то есть все об особенностях зубной системы у современных и ископаемых людей. На первую лекцию по «Одонтологии» пришел молодой преподаватель А.А. Зубов (ему было 29 лет), начавший этот спецкурс в 1962 году у предыдущего выпуска. О первом впечатлении сказать трудно, т.к. оно было заочно подготовлено рассказами студентов четвертого курса о простоте Александра Александровича в общении со студентами, готовности помочь с литературой или обсудить вопросы, вызвавшие затруднения. Он отличался от многих преподавателей, был другим. Одна из сокурсниц по кафедре выбрала одонтологическую тематику для своих курсовой и дипломной работ и сбор материала по морфологии зубов мы проводили в г. Весьегонске Тверской области. Таким опосредованным образом я включилась в круг одонтологической проблематики.

Перед получением дипломов и последующим распределением А.А. Зубов предложил мне поступать в аспирантуру ИЭА АН СССР, где он работал. Шел 1965 год. Это было время создания российской одонтологической школы, основы которой начинали закладываться им в аспирантские годы (1961-1963 гг.) на кафедре антропологии, где была защищена кандидатская диссертация «Некоторые морфологические особенности постоянных больших коренных зубов человека». В годы аспирантуры А.А. опубликовал две монографии «Люди Огненной земли» (1961) и «Человек заселяет свою планету» (1963), переведенную на японский язык и изданную в Токио. Эти темы, наряду с другими, сформируют круг интересов и положат начало списку основных исследовательских направлений Александра Александровича. В 1963 году он стал сотрудником Отдела антропологии Института этнографии АН СССР/ИЭА РАН. В 1964 году в Москве проходил Международный Конгресс этнографических и антропологических Наук и Александр Александрович был в составе группы гидов-переводчиков для испаноязычных участников конгресса.

К этому времени он разработал программу одонтологических исследований зубов современных и древних популяций человека, то есть был продуман и апробирован список из 54 морфологических диагностических признаков зубной системы, включенных в специальный бланк, заполняемый в процессе изучения современных индивидуумов или ископаемых объектов. Впервые в истории российской антропологии А.А. проводит сбор одонтологического материала по специально разработанной им программе с задачей многоаспектного изучения зубной системы человека. Это стало началом становления и развития российской одонтологии и одонтологической школы. Им были сформулированы принципы и основания их развития.

Каким был человеком? 

Александр Александрович был сложным человеком. Он был доброжелателен со многими людьми, всегда готов был поделиться литературой, помочь с переводом статьи, готов был обсудить любую научную проблему или житейскую ситуацию. С другой стороны, он никогда не навязывал свою дружбу, не демонстрировал эрудицию, не пытался быть примером и героем, говорил негромким голосом и никого не старался перекричать или переговорить. Но для тех, кто готов был к спокойной беседе, к спору без надрыва, - он был хорошим собеседником по любой самой трудной научной проблеме или неожиданному отвлеченному вопросу, никогда не отмахивался.

 
А.А. Зубов в лаборатории пластической реконструкции с черепом царя Ивана Грозного 

Над какими темами работал Александр Александрович?

Он работал сразу в нескольких проблемных областях антропологии. Конечно, одонтология, ее становление и развитие, конечно эволюционная теория и происхождение человека, и немного позднее - философские проблемы совершенствования и самоорганизации материи во Вселенной и обоснование концепции «магистрального системогенеза». Вскоре началось его сотрудничество с Лабораторией пластической антропологической реконструкции, возглавляемой профессором М.М. Герасимовым, особенно с Галиной Вячеславовной Лебединской. Они разрабатывали метод стереофотограмметрии как один из поисковых аспектов для общей тематики реконструкции. А.А. обсуждал с сотрудниками Лаборатории возможность включения новых признаков для усиления поисковой исследовательской базы. Так, по рекомендации А.А. Зубова в одной из программ стал изучаться тавродонтизм - диагностический маркер структуры пульповой камеры зубов и некоторые случаи патологии на зубах. Приведу еще пример. Для Института Археологии необходимо было сделать копию монолита с останками верхнепалеолитической находки из Сунгиря. А.А. Зубов предложил применить пластический материал альгелласт, которым оригинал полностью покрывался как единым полотном, сохраняющим и повторяющим все самые мелкие детали объекта. Копия была легкой по весу, прочной, пластичной, удобной для последующей работы и хранения. Это сотрудничество продолжалось многие годы. Одним из первых А.А. предложил и апробировал изучение патологических проявлений по признакам зубной системы и взаимосвязь с показателями других систем (группы крови).

В течение многих лет А.А. Зубов участвовал в совместных исследованиях по проблематике идентификации личности с Российским Центром судебно-медицинской экспертизы. В 1997 году А.А. Зубов вошел в состав экспертной группы по идентификации и исследованию останков царской семьи Романовых. Результаты одонтологической экспертизы вместе с другими данными опубликованы в книге «Покаяние» (М. 2003), в которой представлены материалы правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II Романова и членов его семьи.

Благодаря Александру Александровичу в нашем Отделе в ряд краниологических исследований стали включаться признаки одонтологической программы, что способствовало появлению новых материалов и обогатило аналитическую базу обоих направлений. Первые экспедиционные выезды А.А. начал проводить, будучи аспирантом кафедры антропологии, в частности на территории Прибалтики, Украины, Казахстана, где собирался первый одонтологический материал по разработанному им слепковому методу и специально составленной программе. Так было положено начало Научному одонтологическому фонду, насчитывающему сегодня материалы более чем по четыремстам группам современного населения России и некоторых зарубежных стран. Его усилиями была создана антропологическая одонтология с четкой структурой: морфология зубов, этническая одонтология, палеодонтология, одонтоглифика, - представляющая сегодня одно из востребованных направлений в антропологии со своими методами, аналитическими подходами и научным одонтологическим фондом.

В каких зарубежных странах побывал? С кем из зарубежных коллег поддерживал контакт? 

С 1966 года организовывались международные проекты с исследованиями по антропологии и этнографии, руководителем антропологической части которых был А.А. Это: Индия, Финляндия (1969-1992) гг., Абхазия-США, Перу, Колумбия, Венгрия, Литва. Многолетнее сотрудничество и контакты связывали А.А. с учеными Литвы (И. Балчюнене), США (А. Дальберг, К. Тернер К.), Финляндией (Кирвескари), Болгарией (Ц. Минков), Колумбией (Х. Родригес).

 
Визит А.А.Зубова к американским коллегам А. и Т. Дальбергам

Каким Александр Александрович был руководителем отдела? 

С 1976 по 2002 гг. А.А. был руководителем Отдела антропологии/Центра физической антропологии ИЭА РАН. Надо сказать, что все это годы, по личным/ человеческим качествам он оставался таким же, как прежде до этого статуса. По производственным показателям на ежегодных отчетных собраниях ИЭА сотрудники Отдела награждались грамотами за высокие рабочие достижения. По количеству и результатам выездов/экспедиций Отдел получал высокие места, монографии и статьи сотрудников отмечались высокими оценками на институтских конкурсах. Ежегодные планы и отчеты Отдела обсуждались на общих заседаниях, что не отменяло возможности обсудить персональные перспективы в личной беседе с А.А. За время его руководства в Отделе получили развитие новые научные направления: антропогенетика с аспектами исторической генетики и демографии, этология человека, антропоэстетика.

Работая на кафедре в качестве преподавателя спецкурса «Одонтология», А.А. оставался особым преподавателем без менторства и давления. География его учеников (студенты, аспиранты, докторанты, стажеры) – это Россия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Азербайджан, Южная Осетия, Дагестан, Казахстан, Туркмения, Болгария, Мали, Колумбия, США. Его учебник «Одонтология. Методика антропологических исследований» (М. Наука. 1968) переведен на испанский язык заведующим кафедрой антропологии Университета Мехико/Мексика (проф. Помпа-и-Падилья) и применяется как пособие по одонтологии. Его эрудиция в области одонтологии и эволюционной антропологии/теории антропогенеза, таксономии и систематики гоминин была безгранична. В 2002 году А.А. передал руководство Отделом молодому доктору наук С.В. Васильеву и продолжил работу как главный научный сотрудник, доктор исторических наук, заслуженный деятель Науки РФ.

 
На чемоданах. Экспедиция с финскими коллегами к коми 

Кто оказал влияние на формирование Александра Александровича как ученого? 

В 1963 году А.А. став сотрудником Отдела антропологии Института этнографии АН СССР/ИЭА РАН, проработал здесь до последнего дня 19 октября 2013 года, ровно 50 лет. Начало его работы как антрополога пришлось на время мировой известности/славы таких ученых как профессора В.В. Бунак, М.М. Герасимов, М.А. Гремяцкий, Г.Ф. Дебец, М.Г. Левин, Я.Я. Рогинский, В.П. Якимов. Их мысли, результаты исследований, книги, становились научными эпохами создаваемой ими современной российской антропологии XX в. Каждый из них и все вместе задавали общую высокую планку отношения к науке и в науке, которая творилась ими в ходе обсуждений идей, новых проблем, публикаций, планов, дискуссий, проходивших как в рабочей институтской обстановке, во время конференций и международных встреч, так и за домашним столом. Это было время триумфа университетской/академической науки. Они сделали этот триумф повседневностью, то есть каждый день как триумф. А.А. считал их своими учителями в высоком понимании и значении слова. Он был из их плеяды. Он стал основателем антропологической одонтологии и одонтологической школы в России.

Какие из написанных им книг выделял? 

К каждой написанной книге, ее предмету и особенно к древним ископаемым людям он относился с таким вниманием и пониманием их «героической» эволюционной роли, что после прочтения статей и книг оставалось впечатление его «личного знакомства» с ними. Однажды, когда после серии работ о «гейдельбергском человеке» (800-126 т.л. до н.д.), появились публикации по неандертальской проблеме, одна сотрудница удивилась этому переходу, приняв эти работы за постоянную/излюбленную тему и «обидевшись» за оставленных гейдельбергских людей, первых европейцев и предков человека современного типа. Это были его «герои», обживавшие безлюдные регионы Европы и Азии, справлявшиеся с хищниками и крупными животными только с помощью примитивных каменных орудий. Можно гипотетически представить картину продвижения по безлюдной Земле небольшой группы современных людей XXI века с камнями в руках в поисках пристанища. По дороге надо преодолевать естественные препятствия (горы, реки, леса, болота, пустыни и т.д.), питаться, обороняться от зверей, одеваться с учетом стихий, быть экологически адекватным. Судя по всему, А.А. был рожден путешественником. Его первая студенческая книга называлась «Человек заселяет свою планету» (1963 г.), последняя книга - «Колумбы каменного века. Как заселялась наша планета» (2012 г.), впервые в истории антропологии получившая литературную премию им. Александра Беляева. Об этом свидетельствуют его многочисленные поездки, походы по Москве, любимым чтением были книги об этнографических и любых путешествиях с научными/поисковыми целями.

Это был мир его науки, его антропологии и одонтологии. Кроме этого был мир его дома, в котором тоже был мир его исследований – книги, компьютер, возможность читать, думать, размышлять не торопясь и пристально. Дом его был также миром друзей и дружбы. У А.А. был особый талант дружбы, особенно с семьей профессора Ю.Г. Симакова, его сына Н.Ю. Симакова (кандидата наук, преподавателя МГИМО), журналиста-любителя В.А. Головина (уже ушедшего). Каждую субботу в течение более 40 лет они приходили в этот дом. Когда были живы родители А.А. и потом. Обсуждались все научные идеи и вопросы форм биологической жизни на Земле и во Вселенной, ее устройство и самоорганизация, закономерности магистрального системогенеза и вопросы механизмов разнообразия живых систем. Зимой они были частыми посетителями Музея Палеонтологии. Летом начинались Большой переход через Москву (по диаметру), малые походы по Москве и регионам Подмосковья, посещения Тимирязевского парка, с обязательным фотографированием всех событий. Фотографий было много, т.к. А.А. привозил их из всех своих поездок, его фотоколлекция неисчерпаема. Фотографий было много, как и раковин морских моллюсков – хобби Александра Александровича. Любимым праздником был Новый год, когда старинными игрушками наряжалась елка, выпускалась стенгазета с иллюстрациями и юмористическими комментариями всех приключений за год. Гремели хлопушки, взрывались петарды, разыгрывались сценки. Ставилось угощение. Было весело и дружественно. В этом доме возникала уверенность, что жизнь не только субъективный и странный эпизод.

 
А.А.Зубов в Индии с проф. Н.Н. Чебоксаровым

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталья Харламова

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.