21 октября 2019, понедельник, 23:36

17 ноября 2014, 12:08

Суверенная орбитальная, версия два

Международная Космическая Станция
Фото: wikimedia.org

"Коммерсантъ" сообщил, что с 2017 года Россия начнет развертывание собственной орбитальной космической станции. Ссылка дана на "источник, близкий к руководству Центрального научно-исследовательского института машиностроения (головное научное предприятие отрасли)".

История

В 1986 году СССР запустил орбитальную станцию третьего поколения "Мир". Он работал долго, но в 23 марта 2001 "Мир" был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане. "Коммерсант" напомнил в этой связи слова экс-главы Российского авиакосмического агентства Ю.Коптева, который в 2011 году рассказал: "Не было никакого основания продолжать эксплуатацию "Мира" из-за катастрофического состояния, были даже такие критические моменты, когда мы просто теряли контроль над станцией во время проведения коррекции орбиты ее полета".

Орбитальная станция "Мир"

Ну а потом появилась МКС, а которой Россия теперь будет участвовать еще недолго.

Предыстория

На прошлой неделе, 12 ноября, на международном авиакосмическом салоне Airshow China-2014 глава Роскосмоса О.Остапенко сообщил, что его ведомство до конца года сообщит странам-участницам программы МКС свою позицию относительно участия в ее эксплуатации после 2020 года. По его словам, перспективы МКС были обсуждены в Париже 4 ноября, где встретились он и главы ведущих космических агентств, сотрудничающих по программе МКС: администратор НАСА Болден, гендиректор ЕКА Дорден, президент КНЕС Ле Галл и президента Японского аэрокосмического агентства (JAXA) Окумура.

МКС

По тогдашним словам Остапенко, "Американская сторона настроена на эксплуатацию МКС и после 2020 года. Они озвучивают срок до 2024 года. Мы со своей стороны сообщили, что собственную позицию сформулируем в ближайшее время и доведем ее до остальных участников кооперации. Мы сказали "да" эксплуатации МКС до 2020 года. А окончательное решение о нашем участии в программе после этого срока будет принято до конца текущего года". Соответственно, слова "источника" "Коммерсанту" как бы озвучивают принятое решение впрок.

Есть ли тут политика?

Вроде бы, столь стратегические проекты не могу быть связаны с политической конъюнктурой, однако ж РИА-Новости в той, от 12 ноября, заметке особо акцентировали внимание именно на ней: "Ситуация вокруг МКС обострилась в мае на фоне охлаждения отношений Москвы и Вашингтона из-за присоединения Крыма к РФ. Тогда в ответ на введение США санкций вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС дополнительно на четыре года, как предлагает американская сторона, предпочтя средства, предназначенные для пилотируемой программы, перенаправить на другие перспективные космические проекты".

Но в данном пресс-релизе, точнее – в публикации "Коммерсанта" никакой политики не видно:
"Как рассказал "Ъ" источник, близкий к руководству Центрального научно-исследовательского института машиностроения (головное научное предприятие отрасли), вывод на орбиту российской высокоширотной орбитальной станции является одним из ключевых предложений проекта развития пилотируемой космонавтики на период до 2050 год. Этот документ готовит совместная группа Роскосмоса и причастных научных организаций".

Обоснование проекта также выглядит вполне профессионально: "Запуски пилотируемых кораблей "Союз-МС" с космодрома Восточный на наклонение 51,6 градуса (это наклонение МКС) сопряжены с большим риском для экипажа на этапе выведения: в случае нештатной ситуации космонавты окажутся в открытом море. Наклонение собственной орбитальной станции составит 64,8 градуса, а трасса полета на этапе выведения пролегает над сушей. Кроме того, параметры нахождения станции позволят доставлять грузы при помощи ракет, запущенных с военного космодрома Плесецк. Соответственно, Россия получит доступ к гражданскому космосу сразу с двух площадок и исключит потенциальные политические риски при использовании космодрома Байконур".

А еще и такое: "Новая станция будет находиться в геометрически выгодном расположении с возможностью расширенного сектора обзора поверхности Земли,— говорит собеседник "Ъ".— Со станции будет видно до 90% территории России и арктический шельф, а у МКС этот показатель не превышает 5%"". Ну, это уже как бы и некоторая лирика на тему "Больше Родины!", но политики тут, все же, не видно. "Коммерсант" публикует и картинку:

Стратегический сценарий

Источник сообщает, что станцию предлагается развернуть в период с 2017 по 2019 год. Эксплуатацию обеспечат "Союз-МС" и "Прогресс-МС", а "в период 2020-2024 годов возможна отработка энергетического и трансформируемого модулей, используемых в лунной программе". То есть, это тут речь уже и о лунной программе: "Еще одной функцией новой станции источники "Ъ" называют летно-конструкторские испытания пилотируемых средств лунной инфраструктуры: "Фактически речь идет о создании некоего плацдарма — сначала аппараты будут доставляться на станцию, а уже после следовать к Луне".

А ничем не примечательный сайт svopi.ru ("Новости России, Белоруссии и мира)" знает даже больше: "Источник в Роскосмосе сообщил журналистам о том, что в процессе обсуждения находится проект орбитальной станции, в функции которого помимо научного исследования будет входить формирование экспедиционных экипажей для полетов на Луну, Марс и к точкам Лагранжа. Также СМИ известили о разработке пилотируемого корабля, разрабатываемого ракетно-космической корпорацией «Энергия». Он будет готов уже через 6 лет, в 2020".

Но данный абзац ничем не подтверждается и даже вводит в задумчивость: с Коммерсантом говорил источник из  Центрального научно-исследовательского института машиностроения, причем - говорил только  с "Коммерсантом" (остальные СМИ тиражируют именно эту статью. От "Роскосмоса" вообще никто не выступал (да, на сайте ЦНИИМаш'а ничего такого нет, и на "Роскосмосе" – тоже) и что за журналисты, которые слушали рассказы о полетах на Марс и к точкам Лагранжа (наверное, все же не ко всем пяти...) - неясно.

Техническая база: "По сведениям "Ъ", на начальном этапе развертывания космической станции будут использоваться модули и аппараты, разрабатывавшиеся для российского сегмента МКС,— собеседники "Ъ" рассчитывают, что это не повлечет дополнительных затрат. В программе МКС Россия участвует с 1998 года: на сегодняшний день Роскосмос тратит на ее содержание в шесть раз меньше, чем NASA (только в 2013 году на эти цели США выделили $3 млрд), хотя России принадлежит право на половину экипажа. При этом о досрочном свертывании работ на МКС, по утверждению источников "Ъ", не идет. Москва намерена твердо выполнить свои международные обязательства до 2020 года".

И это пока все, что известно о данном грандиозном проекте.

P.S. А вот что стало известно чуть позже - "Роскосмос"-то предупредить забыли и теперь там недоумевают: «Появившаяся в СМИ информация о планах по созданию и выведению на орбиту в 2017–2019 годах элементов новой российской околоземной станции не соответствует действительности. В проекте программы такой станции нет. Это просто нереализуемо ни технически, ни финансово», — сообщил источник в «Роскомосе».

ЗЗюЫю