21 марта 2019, Четверг, 00:35
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 ноября 2014, 11:00

Нефтяные сборы

Нефть
Нефть

Решение о так называемом «налоговом маневре» в нефтяной отрасли России было принято на уровне Государственной Думы. Совет Федерации может рассмотреть документ в среду. Обсуждение вопроса велось достаточно давно и непросто – слишком много интересов задевает реформа сложившейся системы налогообложения важнейшей отрасли российской экономики. Чем же была вызвана необходимость этого «маневра», и как он затрагивает интересы предприятий отрасли?

В настоящий момент российская нефтяная промышленность облагается двумя группами налогов – специфическими и общими. Специфические – это налоги, которые устанавливаются на нефть как на уникальный продукт, от объемов добычи которого зависит практически вся российская экономика, в том числе и государственный бюджет, и который обладает очень высокой стоимостью на внешнем рынке (гораздо более высокой, чем себестоимость ее внутренней добычи, очистки и транспортировки).

Общими налогами нефтяная промышленность облагается на тех же основаниях, как и любая другая отрасль добывающей и обрабатывающей промышленности в России, и поэтому платит их стандартный набор – на прибыль, подоходный, на имущество, и производит социальные страховые взносы за своих работников.

Поскольку нефтяная промышленность, наряду с газовой, является донором по отношению ко всей остальной российской экономике, то ее специфическое налогообложение, в отличие от общего, решает не только фискальную задачу исполнения бюджета, но и несколько дополнительных задач. Во-первых, это выравнивания условий добычи нефти на месторождениях разного качества путем изъятия природной ренты. Во-вторых, это изъятие ренты, которая устанавливается в масштабе мировой экономики как разница между внешними и внутренними ценами на нефть. В-третьих, это регулирование структуры выпуска нефтепродуктов на НПЗ. В-четвертых, это регулирование цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В-пятых, это финансирование развития сети автомобильных дорог и – косвенно – поддержание и увеличение спроса на нефтепродукты. И, в-шестых, это инструмент управления межбюджетными отношениями между странами-членами Таможенного союза.

Разумеется, поступления от специфических налогов, выполняющих эти задачи, направляются в доход государства как собственника всех природных ресурсов, находящихся на территории России.

Для решения каждой из вышеприведенных задач используется свой налог. Так, для выравнивания условий добычи используется налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его базовая ставка устанавливается в абсолютном выражении на единицу (тонну) подготовленной нефти и корректируется на финансовый показатель – цену сырой нефти на мировом рынке с учетом изменения курса рубля к доллару, а также на производственный показатель – степень исчерпанности данного месторождения и величину его запасов. В 2013 году базовая ставка составляла 470 руб./тонна, а с учетом корректировок, которые производятся каждый месяц, общая ставка налога, например, в 2013 году колебалась в интервале между 4854 руб./тонна в апреле и 5742 руб./тонна в августе. В 2014 году базовая ставка составляет 493 руб./т., а после корректировок – в интервале между 6277 руб./т. в марте и 5768 в сентябре.

Кроме того, существуют разного рода скидки со ставок этого налога, которые позволяют нефтедобывающим предприятиям продолжить эксплуатацию старых, почти полностью исчерпанных месторождений или, наоборот, начать эксплуатацию новых месторождений в труднодоступных регионах страны.

Формально этот налог поступает в «общий котел» и используется для финансирования любых расходов государственного бюджета. Тем не менее, его можно использовать и целевым образом – для финансирования геологоразведочных работ. Тогда будет соблюдаться принцип, по которому плательщики этого налога получают в обмен на него новые месторождения и могут продолжать хозяйственную деятельность.

Экспортные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты выполняют сразу несколько задач. Так, с их помощью в доход государственного бюджета поступает разница между ценами мирового и внутреннего рынка. Кроме того, ставки экспортных пошлин на нефтепродукты регулируют предложение топлива на внутреннем рынке. И, наконец, изменяя ставки пошлин на сырую нефть, государство увеличивает/уменьшает загрузку НПЗ, а устанавливая дифференцированные ставки пошлин по видам топлива (светлые нефтепродукты/темные нефтепродукты) государство стимулирует или дестимулирует их экспорт и – косвенно – структуру выпуска продукции на НПЗ.

В настоящее время экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты устанавливаются по формуле «60-66-90». Цифра «60» означает ставку пошлины на нефть, которая рассчитывается как 60% от разницы между текущей ценой нефти на мировом рынке и пороговой цены в $182,5. Соответственно, по ставке 66% от пошлины на нефть облагаются все нефтепродукты, кроме бензина; а по ставке 90% от пошлины на нефть облагается бензин.

Эта формула после долгих споров была принята в конце 2011 года, от нее ждали, в первую очередь, облагораживания структуры выпуска нефтепродуктов - то есть уменьшения доли выпуска темных продуктов и увеличения доли светлых. Предыдущая система экспортных пошлин, где ставки на темные нефтепродукты были ниже, чем на светлые, стимулирует, как тогда считалось, производство и экспорт темных (мазут и газойль), а не светлых (бензин и керосин) нефтепродуктов, что существенно снижает эффективность работы российских НПЗ. Поэтому от прежней системы обложения решили отказаться, однако и новая система («60-66-90»), если судить по дискуссиям о «налоговом маневре», надежд не оправдала.

И это не удивительно, потому что ставка обложения бензина в размере 90% от ставки пошлины на сырую нефть, является фактически запретительной и уничтожает все стимулы для увеличения его экспорта. Однако государство было вынуждено пойти на эту меру, чтобы покрыть потребности внутреннего рынка, на котором уже давно существует дефицит бензина. Но при этом ему, само собой, пришлось отказаться от идеи стимулировать экспорт светлых нефтепродуктов.

Еще одна задача, которую должен решить налоговый маневр – строительство новых и реконструкция старых автодорог, поскольку автомобильный парк в России постоянно растет. Так, в далеком 1990-м году на 1000 граждан России приходилось 58,5 автомашины, в 2000-м году – уже 130,5 автомашин, в 2011 году – 242 машины, а на начало 2014 года в абсолютном объеме парк составлял 37 млн. шт.

Основной источник финансирования развития дорожной сети – это акцизы на нефтепродукты, так как при их использовании четко соблюдается принцип – «кто пользуется, тот и платит». Поскольку автодорогами пользуются только автовладельцы, то логично, что они и финансируют их развитие, уплачивая акциз при каждой покупке топлива для своей машины.

При этом, чем выше средняя ставка акцизов, тем больше поступления в дорожные фонды, из которых финансируются дороги. Но, с другой стороны, чем выше ставки, тем меньше спрос на бензин и дизельное топливо, и тем меньше машин выезжает каждый день на эти дороги, снижая нагрузку и уменьшая потребность в их ремонте и новом строительстве. То есть в данном случае ставка акциза одновременно регулирует спрос и предложение и на транспортные услуги, и на автомобильное топливо.

Правительство, балансирующее между необходимостью наполнять дорожные фонды и, в тоже время, удерживать цены на автомобильное топливо от резкого роста и заодно – улучшить структуру его выпуска, устанавливает следующие ставки акцизов на автомобильное топливо (вторая половина 2013 года):

рублей за тонну

3 класс

4 класс

5 класс

годы

2013

2014

2013

2014

2013

2014

Автомобильный бензин

9750

10725

8560

9916

5143

6450

Дизельное топливо

5860

6446

5100

5427

4500

4767

 

Наконец, существование Таможенного союза, в границах которого товары в итоге должны передвигаться вроде бы беспошлинно, требует достаточно тонких налоговых решений, особенно в отношении обложения нефти и нефтепродуктов. И вот здесь ситуация становится гораздо более запутанной.

Так, если в отношениях с Казахстаном больших сложностей нет – он полностью покрывает потребность в сырье своих НПЗ собственной добычей нефти, а их продукцией - потребность внутреннего рынка в нефтепродуктах, то вот в отношении Белоруссии (где есть НПЗ, но нет своей нефти) и в отношении Армении (где нет ни нефти, ни НПЗ), проблем возникает предостаточно.

Белоруссия хотела бы получать сырую нефть для загрузки двух своих НПЗ по внутренним российским ценам и без уплаты таможенных пошлин. Однако российский бюджет пока не может делать таких щедрых подарков даже союзникам, поэтому в отношениях стран-членов Союза пошлины все-таки используются - ими облагаются или сырая нефть, или нефтепродукты, поступающие в третьи страны. Соответственно, эти пошлины вносятся белорусской стороной в российский бюджет. Кроме того, белорусские НПЗ обязаны поставлять часть своей продукции в Россию для покрытия временного дефицита топлива.

Для бюджета Армении пошлины на ввозимые нефтепродукты являются одной из важнейших доходных статей, поэтому терять их совершенно не хочется. Но вступление в Таможенный союз как раз для того и происходит, чтобы торговля между странами-членами была беспошлинной и, таким образом, достижение дальней цели – создание общего рынка, осложняется наличием ближней цели – необходимостью наполнения доходной части государственного бюджета Республики.

Уже из приведенного перечня задач, которые решает специфическое налогообложение нефтяной отрасли, хорошо видно, насколько оно запутано и как много требуется времени для согласования интересов всех заинтересованных сторон, если его потребуется изменить. Поэтому неудивительно, что обсуждение вопроса о налоговом маневре в нефтяной отрасли длится уже несколько лет.

Достаточно только указать на один момент, серьезно тормозящий внедрение новой налоговой схемы. Так, по одной из версий, пошлину на экспорт мазута хотели довести до 100% от нефтяной вместо действующей ставки в 66%. Была даже запланирована дата ее введения – 2015 год. При этом предполагалось, что такой рост пошлины вынудит переработчиков повысить долю светлых нефтепродуктов в общем объеме выпускаемой продукции, что поможет лучше насыщать внутренний рынок, а на внешнем рынке продавать больше дорогих продуктов. Но переработчики, как это часто бывает, не успели уложиться в срок и смонтировать установки, на которых мазут перегоняется в более ценные продукты. Поэтому введение новой, повышенной пошлины на мазут серьезно ударило бы по их финансам; и это соображение вынудило Правительство отложить повышение ставки экспортной пошлины. И, соответственно, осуществление «налогового маневра».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:32Мэй выразила глубокое сожаление из-за задержки Brexit до июня
00:17Трамп предупредил о сохранении высоких пошлин на товары из КНР
00:09Мужчина в стрингах устроил перформанс в Третьяковке
20.03 23:10Крупнейшие российские издательства попали под санкции Украины
20.03 22:46ФРС США решила не менять ключевую ставку до конца года
20.03 22:35Венедиктова назначили главредом «Эха Москвы» на пять лет
20.03 22:04Трамп пообещал добить ИГ «к вечеру»
20.03 21:39МВД завело дело о клевете на Рогозина и защите его чести и достоинства
20.03 21:30В Китае клонировали выдающуюся полицейскую собаку
20.03 21:10Минкульт запретил смеяться над дельфинами и трогать хищников
20.03 20:40Индийский ювелир арестован в Лондоне за мошенничество на 2 млрд долларов
20.03 20:14МИД Казахстана назвал плюсы переименования Астаны
20.03 20:10В Польше нашли мастерскую неандертальцев
20.03 20:01ЦИК Украины запретил наблюдателям из РФ работать на выборах президента
20.03 19:45Защита Варвары Карауловой подала прошение об УДО
20.03 19:34Дональд Туск назвал условия краткой отсрочки Brexit
20.03 19:22Нефть WTI впервые с ноября подорожала до 60 долларов
20.03 19:01Apple представила наушники с беспроводной зарядкой
20.03 18:48Правительство решило сдерживать рост цен на продукты в Крыму
20.03 18:34Шнуров объявил о последнем турне «Ленинграда»
20.03 18:22ОНК попросила допустить к Кокорину врача «Зенита»
20.03 18:06Украина ввела санкции против участников строительства Крымского моста
20.03 17:47Британскому бизнесу предложили вложиться в российские нацпроекты
20.03 17:16Ипотечные каникулы распространят на действующие договоры
20.03 17:01Продолжительность жизни россиян превысила 73 года
20.03 16:48Суд приговорил главу «тамбовской» группировки к 24 годам строгого режима
20.03 16:36Андрей Борисов избран мэром Смоленска
20.03 16:09Умер народный артист России Анатолий Адоскин
20.03 15:43Медведев решил заработать на зданиях переехавших министерств
20.03 15:27Госдума поручила Топилину разобраться с разницей заплат мужчин и женщин
20.03 15:16Умер оперный певец Сергей Балашов
20.03 15:08Сбербанк анонсировал сервис снятия наличных в кассах магазинов
20.03 14:54ЕС оштрафовал Google на 1,5 млрд евро
20.03 13:47Стронций в удобрениях мог исказить данные о происхождении девушки из Эгтведа
20.03 13:35Столица Казахстана сменила название на Нурсултан
20.03 13:26Госдума создала группу для оценки ущерба Крыму от Украины
20.03 13:13Следователи во Франции обвинили сенатора Керимова по новому делу
20.03 13:01Врио главы Челябинской области заявил об участии в выборах
20.03 12:46ФСИН обяжет сотрудников тюрем извиняться за пытки
20.03 12:42Уникальный штамм вируса гепатита проник в Австралию более 50 тысяч лет назад
20.03 12:28Путин назначил врио главы Калмыкии
20.03 12:15Путин провел рабочую встречу с Олегом Хорохординым
20.03 12:02Назарбаев станет почетным сенатором Казахстана
20.03 11:51Путин принял отставку главы Алтая
20.03 11:27ФСИН скопила продуктов на 8 млрд рублей
20.03 11:05Больше половины опрошенных россиян признались в нелюбви к США и Украине
20.03 10:54Заседание правительства Мурманской области началось без главы региона
20.03 10:33Джо Байден заявил об участии в выборах президента США 2020 года
20.03 10:22Врио губернатора Челябинской области представят в регионе 20 марта
20.03 10:11СМИ заявили о высокой вероятности отставки главы Мурманской области

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.