28 марта 2024, четверг, 19:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 ноября 2014, 17:15

Живые экспонаты

Представители народа бонток на выставке в Кони-Айленде. 1905 год
Представители народа бонток на выставке в Кони-Айленде. 1905 год

Путешествуя по Бельгии, мало кто откажется посетить старинный Гент, родину императора Карла V. Вы увидите собор святого Бавона со знаменитым алтарем работы братьев ван Эйк, готическую церковь святого Николая и башню ратуши, живописную набережную Граслей, графский замок и «Безумную Грету» – «коллегу» московской Царь-пушки. Если вы путешествуете по железной дороге, то непременно окажетесь на центральной станции города – Gent-Sint-Pieters.

Здесь есть один объект, о котором не пишут путеводители. Один из туннелей под железнодорожными путями. Он соединяет улицу святого Дионисия (Sint-Denijslaan) и улицу Королевы Фабиолы (Koningin Fabiolalaan). Туннель носит название Timichegtunnel. Слово Timicheg совсем не фламандское. Чтобы узнать историю его появления, нам предстоит перенестись далеко от Бельгии.

А для начала мы разберемся с другим непонятным словом – «игороты» (igorot). Под этим названием известны представители нескольких аборигенных народов Филиппин. Это слово из тагальского языка, оно образовано от gorot «горный хребет», то есть игороты – это горцы. В отечественной литературе они известны под названием «филиппинские горные народы». Общая численность этих народов сейчас достигает полумиллиона. Нас будет в первую очередь интересовать один из горных народов – бонток. Он живет на филиппинском острове Лусон. Представителей этого народа насчитывается более 100 тысяч. Они занимаются выращиванием риса и овощей, традиционными ремеслами, живут в больших деревнях, иногда насчитывающих по нескольку тысяч обитателей.

 

Юноша из народа бонток (1908 год)

Тут нам придется вспомнить получившие распространение с 1870-х годов в Европе и Америке так называемые «этнографические выставки» или «негритянские деревни», где публике демонстрировали представителей различных далеких племен. Официально для этих шоу название «человеческий зоопарк», как кажется, все-таки не употреблялось, но фактически его использовали довольно часто. Организатором нескольких таких выставок в Германии выступил Карл Гагенбек – известный устроитель зоопарков. Идеология всех этих экспозиций была в духе того времени, вполне расистской. Европейцам демонстрировали «отсталых дикарей».

Представители горных народов Филиппин впервые появились на такой выставке в 1887 году в Мадриде, на так называемой «Выставке Филиппинских островов».

 

Игороты в Мадриде

Выдающийся филиппинский ученый и писатель Хосе Рисаль (José Rizal), который жил тогда в Европе, был очень возмущен этим фактом. Он писал, что к филиппинцам относятся как к экзотическим животным, а мадридские газеты позволяют себе шутить по поводу простуды, которую подхватили в Испании некоторые игороты. Рисаль много занимался устройством филиппинских выставок в Испании, желая познакомить европейцев с культурой и искусством далекой колонии, но не подозревал, что в рамках этих выставок будут показывать живых людей. Вскоре он уедет на родину, чтобы стать национальным героем Филиппин, погибнув в 1896 году в борьбе за независимостью.

Отношение Хосе Рисаля к «филиппинским деревням» явно не разделяли другие антрепренеры. К тому же после поражения Испании в войне с США на Филиппинах хозяйничали уже американцы. Поэтому, когда в 1904 году в Сент-Луисе проходила Всемирная выставка, одним из ее популярных объектов стала «филиппинская деревня», заселенная представителями разных племен. Молодой поэт Томас Элиот, посетивший экспозицию, посвятил игоротам рассказ «Человек, который был королем».

 

Афиша выставки в Сент-Луисе

 

Открытка с выставки

Филиппинец-охотник в Сент-Луисе

Национальный танец на выставке в Сент-Луисе

Одним из крупнейших деятелей выставочного бизнеса стал бывший врач и участник испано-американской войны Трумен Хант (Truman Hunt). В 1905 году он нанял на Филиппинах около 50 представителей народа бонток, пообещав им платить по 15 долларов в месяц за «гастроли» по США.

Экспозицию Хант организовал не где-нибудь, а в Нью-Йорке, на Кони-Айленде. Представители племени бонток построили традиционные жилища, плели корзины, занимались резьбой по дереву, исполняли музыку и танцы, демонстрировали искусство метания копий и лазанья по деревьям, добывали огонь трением бамбуковых палочек. Для зрителей разыгрывался «свадебный ритуал». Особенно же публика любила, когда филиппинцы показывали убийство и поедание собаки (добыть в городе дворняжку Ханту обходилось довольно дешево).

 

Трумен Хант с группой из племени бонток

О выставке писали газеты, ее посещали тысячи зрителей, в том числе знаменитые певцы актеры. Там побывала даже Алиса Рузвельт, дочь президента (хотя сохранились сведения, что сам Теодор Рузвельт отрицательно относился к подобным шоу). Трумен Хант быстро разбогател.

 

Девочка из племени бонток на выставке в Кони-Айленде

Но вскоре у выставки Ханта появился конкурент. В США прибыла вторая группа филиппинцев. Их привез Ричард Шнайдевинд (Richard Schneidewind), тоже ветеран испано-американской войны. Ранее Шнайдевинд занимался продажей сигар.

Отношение Ханта и Шнайдевинда к филиппинцам отличалось. Для Ханта они были не более чем средством заработать. Шнайдевинд относился к ним более дружественно. Он был женат на филиппинке, которая умерла при родах, и проводил много времени в их обществе. Но и о бизнесе не забывал.

 

Ричард Шнайдевинд

Привезенная Шнайдевиндом группа побывала в Портленде, на выставке, организованной в честь столетия экспедиции Льюиса и Кларка. Затем она пользовалась большим успехом в Лос-Анджелесе. Раздосадованный из-за появления конкурента Хант разделил «своих» филиппинцев на группы, чтобы заработать больше денег, демонстрируя их одновременно в разных городах США. Следует заметить, что тратить деньги у Ханта получалось быстрее, чем у филиппинцев – их зарабатывать. Поэтому в ходе кампании по устройству разъездных выставок, он старался значительно экономить на содержании своих живых экспонатов.

В мае 1906 года оказалось, что конкурирующие предприятия Ханта и Шнайдевинда расположились в двух разных парках Чикаго. Борьба между антрепренерами обострилась. Хант предпочитал поливать конкурента грязью в прессе. Шнайдевинд же написал жалобу на Ханта в Бюро по делам островов (Bureau of Insular Affairs). На это подразделение Военного министерства США было возложено управление недавно приобретенными территориями. В жалобе указывалось, что филиппинцы из группы Ханта живут в парке в ужасных условиях, 18 человек ютятся в трех хижинах, построенных под «американскими горками». Возможно, эта жалоба была продиктована больше желанием устранить конкурента, чем заботой о несчастных, но факты в ней приводились правдивые.

Бюро получило и анонимные жалобы от зрителей. Они писали, что игороты живут в нищете, так как Хант задерживает денежные выплаты, а также что два филиппинца умерли в США, а у антрепренера не нашлось средств на их похороны.

Глава Бюро по делам островов Кларенс Эдвардс распорядился расследовать это дело и направил к Ханту своего сотрудника. Однако Хант, узнав об этом, скрылся из Чикаго, прихватив нескольких филиппинцев. Последовал розыск с участием правительственных агентов и сотрудников фирмы Пинкертона. Выяснилось, что Ханта ищет не только Бюро по делам островов, но также несколько кредиторов и женщины, обвиняющие его в двоеженстве. Хант скрывался в различных городах США и Канады, но все-таки в октябре 1906 года он был арестован. Последовал громкий судебный процесс в Мемфисе, где Ханта признали виновным в хищении денег, принадлежавших филиппинцам, и приговорили к 18 месяцам заключения.

После этой истории Шнайдевинд стал монополистом в устройстве «филиппинских деревень». Зимой 1906 года он вновь посетил Филиппины и привез оттуда новую группу местных жителей, с которой провел гастроли по городам США. Третий тур он организовал в 1908 году.

 

Alaska-Yukon Pacific Exhibition, Сиэтл, 1909 год

В 1911 году, несмотря на протесты племенных вождей народа бонток и администрации близлежащих филиппинских городов, Шнайдевинд получил разрешение вывезти группу аборигенов в гастрольную поездку по Европе. В далекий путь отправились 36 мужчин, 16 женщин и двое детей. Поездка продлилась два года. Представители племени бонток побывали в Париже, Брюсселе, Лондоне и Амстердаме. Наконец, «филиппинская деревня» была устроена на Всемирной выставке 1913 года в Генте. Во время пребывания в Генте у филиппинцев родился ребенок, девочка, которой дали имя Фландрия.

Но европейские гастроли оказались убыточными для Шнайдевинда. Предприятие было на грани разорения, а голодающие филиппинцы оказались в Генте без средств к существованию. Переводчики группы Эллис Тонгай и Джеймс Амок отправили письмо президенту Вудро Вильсону с просьбой о помощи. Они сообщали, что филиппинцы уже несколько месяцев не получают оплаты и что девять человек умерли за время поездки по Европе.

Шнайдевинд сказал, что рассчитывает поправить финансовое положение и достойно оплатить работу филиппинцев, если они продолжат гастролировать вплоть до выставки 1915 года в Сан-Франциско. Но правительство США, опасаясь крупного скандала, решило не давать антрепренеру этот шанс. Были выделены средства, и консул США сопроводил филиппинцев из Гента в Марсель, откуда они были отправлены на родину.

Последовали и законодательные меры. Организаторы всемирных выставок запретили устройство на этих выставках всяческих «этнографических экспозиций» и «негритянских деревень». Власти Филиппин, в свою очередь, прекратили практику вербовки аборигенов для подобных шоу, внеся особую поправку в закон о борьбе с работорговлей.

Среди тех представителей народа бонток, кто не вернулся на домой, был 28-летний мужчина по имени Тимичег. Он умер в Генте от туберкулеза, похоронен в этом городе и забыт почти на столетие. Лишь когда Гент начал готовиться к юбилею всемирной выставки 1913 года, возник проект по увековечению в городских названиях выдающихся деятелей, связанных с этой выставкой. И среди знаменитых архитекторов и крупных предпринимателей историки назвали и скромного филиппинца.

Открытие Timichegtunnel

Туннель имени Тимичега был открыт в мае 2011 года. На церемонии присутствовал посол Филиппин в Бельгии Энрике Манало, который поблагодарил гентцев за то, что они вспомнили о маленьком человеке, умершем в чужом для него городе, так и не сумев вернуться на родину.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.