Европейский парламент направил в Еврокомиссию резолюцию с предложением принять закон об «отделении интернет-поисковиков от прочей коммерческой деятельности», об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на Financial Times. Как отмечает издание, текст этого предложения не содержит прямого указания на корпорацию Google, но предполагается, что этот закон будет направлен именно против нее, так как Google занимает почти 90% доли рынка в большинстве стран Европейского союза.
Европейские парламентарии рассчитывают на то, что эта мера поможет снизить влияние американских интернет-компаний в Евросоюзе. Однако отмечается, что Европарламент сам по себе не обладает достаточными полномочиями, позволяющими принимать какие-либо законопроекты и уж тем более разделять компании. Резолюция Европарламента не имеет юридической силы.
Это предложение уже снискало поддержку Европейской народной партии и европейских социалистов. Таким образом возникла влиятельная сила, способная оказать воздействие на главный законодательный орган ЕС в вопросе введения ограничительных мер против Google.
Председатель правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Дмитрий Бурков не видит неожиданности в таком решении Европарламента: «В Евросоюзе давно уже обсуждается тема контроля Google с его монополией и возможностями манипулирования коммерческим рынком. Желание европейских парламентариев вполне понятно и очень предсказуемо. Это не первый раз, когда они обращают внимание на корпорацию. В свое время парламентарии проявляли интерес к офшорной деятельности Google, в частности ухода от налогов. Однако мнение Европарламента не имеет существенного значения, и все определит позиция Еврокоммисии. Последняя пытается снизить уровень монополии Google, потому что на европейском рынке он значителен», - рассуждает эксперт, отмечая и высокий уровень зависимости от портала, который обладает рядом социальных функций и инструментов, интегрированных со всеми остальными. «Есть риск сбора персональной информации, поведенческого анализа, мониторинга пользовательских предпочтений и других метаданных. Это создает беспрецедентные возможности для управления вкусами потребителей, влияния на их выбор и так далее», - считает г-н Бурков.
По его мнению, одна из целей Европарламента — предоставление аудитории более объективной информации, чем сейчас: «Наличие поисковой базы со столь уникальными данными, тем более персонифицировано привязанными, предоставляет широкие возможности воздействия на аудиторию, начиная от таргетирования рекламы до формирования информационного мира потребителя. Европейцы пытаются эту проблему тем или иным способом решить. Первым делом они начали разбираться с деньгами, а теперь, после истории с утечкой метаданных, организованной Сноуденом, подошли с коммерческой точки зрения: пользуясь единой точкой входа, потенциальный потребитель, по сути, лишается выбора. Он будет зависеть от коммерческой политики Google. Учитывая, что в результатах выдачи поиска все больше места отдается контексту, а позиции ссылок в рейтинге определяется отнюдь не релевантностью, появляется запрос на то, чтобы отделить коммерческую деятельность, а пользователи получали объективную информацию».
На вопрос о возможных последствиях этой инициативы Дмитрий Бурков ответил, что все зависит от решения Еврокомиссии, но просматривается вполне позитивная перспектива : «Инициатива может частично сказаться на капитализации компании, но, честно говоря, это не повлияет на ее позиции на европейском рынке – 350 миллионов пользователей – при 2 миллиардах на мировом. В интересах пользователей сделать результаты поиска более объективными. Пользователи должны иметь возможность защититься от того, чтобы в выдаче получать не искомое, а навязанное. На мой взгляд, это очень позитивный шаг, который, может быть, заставит задуматься и наши поисковые системы».
«На российском рынке интернет-поиска по-прежнему лидирующие позиции занимает «Яндекс» (немногим ниже 60%), достаточно успешно сопротивляющийся нажиму конкурентов. В России Google не настолько вложился в российский контекст, отвечающий отечественной специфике, в первую очередь, культуре и менталитету. Переговоры о покупке «Яндекса» компанией Google в свое время шли, но, к счастью, ничем не завершились. А главное, государство вовремя и правильно расценило, что «Яндекс» относится к ключевым ресурсам России, и дальнейшее развитие ситуации в этом направлении стало недопустимым», - резюмировал г-н Бурков.
Управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев не видит в перспективе возможности подобного контроля поисковых систем: «Законодательное регулирование деятельности поисковиков может оказаться затруднительным по причине сложности формального и юридического описания деятельности поискового движка. Практика демонстрирует техническую реализуемость ограничений, связанных с такими вопросами, как работа с персональными данными и географией хранения обработки и передачи информации», - объясняет эксперт.
«Простым сравнением может быть правовое регулирование законов математики. Для эффективной реализации правовых механизмов анализа и выдачи информации потребуется публикации алгоритмов работы поисковых движков. Эти алгоритмы являются закрытой информацией и их обнародование приведет к невозможности получения пользователями объективной информации об интересующих его вопросах, так как маркетинговые специалисты настроят свои сайты таким образом, чтобы они оказались в топах выдачи», - рассказывает г-н Негодяев
«В связи со сложностью и закрытостью поисковых алгоритмов поисковых машин их прямое законодательное регулирование является практически нереализуемым. Необходимо разграничивать работу компании на национальных уровнях, для этого необходима работа с законодательством о рекламе с целью приведения его в соответствие бизнесу по интернет-рекламе», - резюмирует свою точку зрения г-н Негодяев.
Напомним, что Google является не только одним из самых популярных поисковиков в мире, но и самым популярным сайтом во всем интернете. Кроме того, полгода назад крупная аналитическая компания Millward Brown опубликовала рейтинг из 100 самых дорогих брендов планеты, который тоже возглавил Google. Только за 2013 год его цена выросла на 40% и составила 159 миллиардов долларов, что позволило оставить позади корпорацию Apple.
Проведенный не так давно опрос «Полит.ру» показал, что большинство наших читателей тоже предпочитают использовать Google — 59,5% от принявших участие в опросе, второй по популярности поисковик — отечественный «Яндекс», за него проголосовали 37,1% читателей. Остальные варианты, предлагаемые в опросе, набрали неконкуреноспособное количество голосов, ни один из опрошенных не указал в качестве варианта ответа Mail.ru, Rambler или Bing.