НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Две Церкви и окружающие обстоятельства

Папа Франциск в Стамбуле
Папа Франциск в Стамбуле
Фото: trt.net.tr

Папа Римский Франциск обмолвился, что мог бы встретиться с Патриархом Кириллом. По его словам, возможность такого контакта уже обсуждалась. Да, и речь вовсе не идет о визите Папы в Россию.

Детали сообщены не были, но в российских СМИ это заявление – сделанное, в общем, как бы даже и между делом (в самолете, по дороге из Стамбула) получило такой резонанс, что его цитирует даже "Лайфньюз": "Я сказал, что готов приехать туда, куда Вы меня позовете. Вы предложите — и я приеду. У него (патриарха Кирилла) такое же желание, — сообщил понтифик. — Но из-за военных конфликтов и из-за других проблем встреча может заставить себя ждать. Но мы хотим встретиться, мы готовимся к встрече и хотим двигаться вперед".

В предложении о встрече нет особой сенсации, в Стамбуле Франциск уже призвал католиков и православных к единству, добавив, что единство между католиками и православными стало еще более актуальным в связи с гонениями на христиан на Ближнем Востоке.

В Стамбуле Франциск был три дня. Встречался с президентом Эрдоганом, провел встречи с руководителем управления по делам религии Турции Гёрмезом, с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I, а также с беженцами и Ирака, и Сирии. После совместной литургии с Варфоломеем I в православной церкви св. Георгия в Стамбуле он и сказал: "Единственное, чего желает Католическая церковь и чего я ищу в качестве ее главы, — это единение с Православной церковью". 

 
Папа Римский Франциск с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I

Что касается общего смысла поездки, то накануне Ватикан (в лице директора Зала Печати Святейшего Престола Ломбарди) сообщал, что поездка Папы в Турцию будет прежде всего экуменической.

Лишний раз для справки: "Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия" – с, фактически, официального российского сайта Ватикана.

Но в случае Франциска догматические расхождения вряд ли будут каким-то серьезным основанием для проблем. Скажем, он недавно заявил об отсутствии противоречий между креационистской теорией происхождения мира и теорией эволюции. Как сообщала The Guardian, во время выступления в Понтификальной академии наук он сообщил, что Большой взрыв, который, как принято считать, послужил началом развития Вселенной, вовсе не исключает Божественного замысла, а, наоборот, подразумевает его: "Эволюция в природе не противоречит теории сотворения мира, поскольку для эволюции необходимы живые существа, которые будут развиваться".

Так что эволюционировать может все, в том числе и отношения Церквей. Да, у него там была еще тема, что Бог – это не кто-то волшебной палочкой. Так что на мгновенное разрешение проблемы он тоже не рассчитывает. 

Ватикан и РПЦ МП, в чем сейчас проблема

 
Андрей Кураев

Почему встреча может не состояться? Скажем, в 2013 году А.Кураев (он тут цитируется неспроста – будет видно дальше) говорил, что серьезных помех для диалога сегодня  уже нет: ""В частности, тема прозелитизма [переманивания верующих, прежде всего, на Украине] не обсуждается последние лет семь-восемь".

Тут Кураев знает, о чем говорит, поскольку у него есть такая публикация в сети, "Ответы молодым" и там есть ответ на вопрос номер 103:
" – Почему папа римский так рвется в Россию и почему Русская Православная Церковь против такого визита?
– У римского епископа есть совершенно законное право посетить свою паству, будь она в России, Белоруссии или на Украине. Римский папа может приехать в любую страну. Но католики, которые тяготятся тем, что слишком часто в истории их имя было синонимом агрессии и насилия, сегодня сами говорят, что папские визиты должны быть визитами примирения. И это значит, что папа может приехать только туда, где его желают видеть. Причем желают видеть все – не только католики, но и светское общество и, главное,– община религиозного большинства данной страны. То есть если эта страна не католическая, то папа откликается не на приглашение местной католической епархии, а на приглашение общины большинства (даже мусульманского большинства – как было, например, в Ираке или Иране). И тогда папа едет как посланец мира и не вносит раскола в общество.
А вот на Украине это правило почему-то было нарушено. Церковь большинства, Русская Православная Церковь, не желала видеть папу на территории Украины. Тем не менее, он приехал..."

 
Патриарх Кирилл

Ну а теперь, по его мнению, все это улажено. Впрочем, это было в 2013-ом, а в мае в мае 2014-го проблемы снова возникли: "Патриарх Кирилл: УГКЦ бросает тень на связи РПЦ и Ватикана". А именно: "Политическая деятельность Грекокатолической церкви на Украине под "русофобскими лозунгами" в последние месяцы бросила "глубокую тень" на отношения между Русской православной церковью и Ватиканом".

Но и тут все может наладиться, поскольку по все тому же сообщению "Лайфньюса", "Во время визита в Турцию католический первосвященник и глава Константинопольского патриархата высказались в подписанной ими в Стамбуле совместной декларации за диалог между сторонами украинского конфликта". А чего в данной ситуации еще может желать РПЦ МП?

Но также и гомосексуалисты

Недавно был внеочередной Синод католической церкви, по вопросам семьи (отношение к абортам, контрацепции и гомосексуальности). В частности, имелось в виду занять более мягкую позицию в отношении к однополым союзам. 

Отношение с российской стороны было любопытно. "Эхо Москвы" в этой связи взяло комментарий у настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, протоиерея А.Уминского: "Гомосексуализм, как и всякая форма блуда, не узаконенных браком отношений, будет считаться грехом. Но отношение к событию и отношение к явлению - это одно, а отношение к человеку - совсем другое. Грех ты можешь не любить, отвергать, обличать, а человека, зараженного грехом, или такого, который тебе не нравится, ты должен принять и должен к нему относиться с любовью и прощением".

 
Протоиерей А. Уминский

Является ли это официальной позицией РПЦ МП неведомо, но характерно, что Уминский по сути повторил слова венгерского кардинала П.Эрдо:  "Надо принимать людей такими, какие они есть, для того, чтобы понимать, как их поддержать и поощрить в поисках Бога. Только при такой поддержке они будут чувствовать себя равноправной частью церкви". По словам Эрдо, о благословении однополых браков католической церковью сегодня не может быть и речи, отмечается в документе, однако гражданский (нецерковный) брак может стать "позитивной реальностью".

Да, а Уминский тогда заодно сообщил, что "то, что делают от имени церкви активисты, нападающие на сторонников ЛГБТ, отвратительно": "Это отношение к христианству не имеет никакого".

То есть, вроде бы определенный консенсус виден и тут. Но на свете все непросто и очень разнообразно. Вот, например, сайт другой Святой Живоначальной Троицы – уже на Воробьевых горах - по этому поводу пишет совсем иначе:

"Глава Римско-католической церкви папа Франциск выступил с откровенным заявлением в поддержку гей-сообщества.
Этот призыв идёт в ногу со временем, означая серьёзную реформу в христианском мире, несущую ещё большее разложение.
...Последние новости из Ватикана подтверждают подчинённость Римской Католической Церкви "новому мировому правительству" и стремление создать единую религию под властью непогрешимого Папы… В результате во главе Св.Престола встал папа Франциск, первый папа-иезуит.
… Все мы помним, как он омывал ноги больным СПИДом, всегда и везде принципиально оставался бедным, ездил на работу в храм в автобусе, а став понтификом, отказался от лимузина…Но в тени сентиментальных подробностей о благородном Франциске остается главная сенсация – впервые в истории Престол святого Петра занял иезуит. При весьма загадочных обстоятельствах.  
... В условиях повсеместного назревания социального взрыва сильным мира сего очень нужен «бедный Папа», усыпляющий нравственную бдительность верующих. Главная же задача иезуитов – обеспечить укрепление власти транснационального класса собственников путём создания иллюзий его чудесного перерождения в спасителя человечества. И пока Папа будет создавать «бедную церковь», богатые будут завершать ограбление народов в целях установления своего тотального господства над миром..."

Так что для них противостояние достигло уже геополитического уровня. С оттенком даже и классовой борьбы.

А светские эксперты, которых в 2013 году по поводу контактов Ватикана и РПЦ МП опрашивало Би-Би-Си, отмечали еще такие нюансы: по их версии
"И покойный патриарх Алексий II, и нынешний предстоятель РПЦ Кирилл, ранее возглавлявший Отдел внешних церковных сношений, и его правая рука митрополит Иларион, учившийся в Оксфорде и проживший чуть ли не полжизни за границей, менее консервативны в этом вопросе, чем значительная часть паствы и клира.
Для "православной общественности" слово "экуменизм" - ругательство и обвинение, постоянно используемое во внутрицерковной борьбе: достаточно вспомнить нашумевшую историю с чукотским епископом Диомидом или прошлогодний демарш священников из Удмуртии.
По мнению аналитиков, руководство РПЦ просто не желает обострять отношения с этими людьми, что диалогу с Ватиканом, конечно, не способствует".

Но в общем, при иезуите Франциске может обустроиться и это. Он очень спокойный человек: "Мы должны признать себя грешниками. Да, все мы здесь грешники. Но не преступники".

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.