Граница на шлагбауме

Белоруссия возобновила таможенный контроль на границе с Россией. В начале декабря на границе, которая абсолютно пустовала с 1 июля 2011 года, то есть с момента вступления в силу договора о создании Таможенного союза, вновь начали досматривать грузовые и легковые автомобили — причем следующие как из Белоруссии, так и из России.

Российские таможенники пока не торопятся последовать примеру своих белорусских коллег, но очереди на границе уже появились.

Интересно, что с чисто формальной точки зрения белорусские власти начали тотальную проверку грузовиков, которые пересекают границу с Россией, не назло Москве, а чтобы помочь своему ближайшему союзнику.

Сразу после введения российских правительством продовольственных санкций в отношении Европейского союза ожидаемой реакцией стало появление на отечественном рынке самых неожиданных товаров белорусского производства — от лосося до сыра дорблю. Дело в том, что в Россию было запрещено ввозить определенные виды продовольствия, которые произведены в Европе, Норвегии и некоторых других странах. Самый простой способ все-таки доставить в Россию необходимый продукт — привезти его в Белоруссию или любую другую страну, наклеить другую этикетку и отправить в Россию.

Российские власти, естественно, стараются бороться с реэкспортом, но всякий москвич знает, что при большом желании в столице все-таки можно купить европейские продукты питания, пусть и сильно подорожавшие за последние месяцы. Главное подозрение, естественно, падает на Белоруссию. У России с этой страной нет таможенной границы, причем даже до создания Таможенного союза ее значение никто не преувеличивал — Союзное государство все-таки принесло некоторые плоды.

Способов относительно законного обхода эмбарго российских властей множество. Можно просто возить через Белоруссию в Россию груз в расчете на то, что он не будет нигде проверяться. Можно получить документы, что грузовик или железнодорожный состав с европейскими товарами идет транзитом из Белоруссии в Казахстан, который также является членом Таможенного союза.

Наконец абсолютно легальный способ — закупать для внутреннего потребления третей страной европейское продовольствие, а в России вывозить товары собственного производства. Но этот способ сработает разве что с хлебом, овощами и мясом — наладить производства сыра дорблю за несколько месяцев невозможно.

В ноябре российские власти решили всерьез заняться темой реэкспорта европейских продуктов через Белоруссию. 24 ноября Россельхознадзор заявил, что усиливает контроль за растительной продукцией, которая поступает с территории Белоруссии. Тогда же представитель службы Алексей Алексеенко рассказал «Ведомостям», что в ближайшее время планируется проверять и продукцию животноводства. По словам Алексеенко, выборочные проверки Россельхознадзора показали, что примерна пятая часть всего пересекающего российскую границу продовольствия из Белоруссии является «ложным экспортом» и по сути, нарушает режим санкций.

Ответ Александра Лукашенко, конечно, не заставил себя ждать. Президент Белоруссии пообещал отреагировать, если торговля между двумя странами не будет нормализована. Лукашенко отметил, что поведение российских властей его не просто удивляет, а удручает.

И вот в декабре, судя по всему, Минск ответные меры принял. Сотрудники Государственного таможенного комитета Белоруссии начали проверять на границе весь автотранспорт, следующий как из Белоруссии, так и из России. Пресс-служба ведомства заверила, что на осмотр одной фуры уходит всего десять минут, но очевидцы сообщают, что на границе уже собралась многокилометровая очередь.

Причем белорусы не скрывают, что досматривают не только поголовно все грузовики, но и легковые автомобили. Согласно отчетам, белорусские таможенники всеми силами задерживают на границе «товары санкционной группы», сообщается, что за пять дней было пресечено аж семь попыток ввезти на территорию России запрещенных продуктов.

При этом в том же самом сообщении, как бы между делом, отмечается, что в те же самые сроки в Белоруссию не впустили 86 грузовиков из России с различными продуктами питания, главным образом из-за отсутствия необходимых сопроводительных документов. Белорусские таможенники также отчитались о пресечении попытки ввоза на территорию страны 400 литров спирта и 49 блоков сигарет общей стоимостью 8 миллионов белорусских рублей (около $730) и о том, что не допустили незаконного ввоза в страну из России 20 тонн «бананов свежих».

Пикантность такого рода отчетам придает то, что водка и сигареты, в связи с налоговым режимом, в России стоят дороже, чем в Белоруссии, а бананы на территории Российской Федерации в товарном количестве не растут вовсе, обычно они попадают сюда из Эквадора.

Таким образом Минск практически открыто заявляет, что ограничивает действие договора о Таможенном союзе из-за попыток Москвы ограничить реэкспорт европейских продуктов — нельзя же объяснить создание многокилометровых пробок на границе желанием пресечь провоз контрабанды стоимостью в несколько тысяч долларов.

Вообще вся эта история — доказательство того, что Таможенный союз не слишком жизнеспособная структура, во всяком случае пока. Изначально эта организация специально задумывалась для того, чтобы ограничить полномочия национальных правительств на территории бывшего Советского Союза в ведении торговых войн друг с другом. Предполагалось, что члены ТС будут решать свои споры не при помощи шлагбаума на границу, а при помощи арбитража независимого наднационального органа, который независим и пользуется авторитетом.

Но практика показывает, что граница между членами Таможенного союза открыта ровно до тех пор, пока конкретное национальное правительство желает оставлять ее открытой.

Впрочем, у Таможенного союза есть и плюсы. С Украиной Россия сейчас рвет вообще все связи: сокращается авиасообщение, «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания отменила все поезда на Киев, до окончательного и бесповоротного отключения Украины от российского газа не дошло, похоже, только благодаря вмешательству Европейского союза.

На этом фоне, конечно, многокилометровые очереди на границе и изъятие 400 литров спирта — маленькая неопрятность, на которую можно даже не обращать внимания.

На сайте ГТК сообщается, что таможенники изъяли незадекларированные ювелирные изделия у гражданина Казахстана, который передвигался на внедорожнике Porshe Cayenne.

Проверки начались в начале декабря. 6 декабря ГТК официально сообщил, что за пять дней было пресечено семь попыток вывоза на территорию Российской Федерации товаров санкционной группы. «В то же время со стороны России за пять дней мониторинга было приостановлено движение 86 грузовых транспортных средств с общим весом товаров свыше 1 тыс. т», – говорится в сообщении. Кроме того, ГТК сообщил о пресечении ввоза в Белоруссию из России 20 т бананов и задержании партии из 400 л спирта, 490 пачек сигарет российского производства.

В социальных сетях появились свидетельства очевидцев, которые утверждают, что в связи с проверками очереди на пункты пропуска с российской стороны растянулись на несколько километров. Представитель ГТК Белоруссии отверг информацию об очередях, однако подтвердил факт проведения таможенных проверок. По его словам, проверка одного автомобиля занимает до десяти минут.

Таможенные посты на границах России, Белоруссии и Казахстана прекратили работу 1 июля 2011 года в связи с созданием Таможенного союза. После того как Россия в августе 2014 года ввела продуктовые антисанкции против стран ЕС, США и некоторых других государств, Москва неоднократно обвиняла Белоруссию в реэкспорте запрещенных продуктов, а также в ложном транзите их в Казахстан, когда на деле ввезенные продукты «растворялись» на территории России.

Реальные ограничительные меры Россия ввела 24 ноября – все грузовики, включая транзитные, стали проверять на российской границе, даже после проверок белорусскими таможенниками. С 30 ноября меры контроля были ужесточены: Россельхознадзор  запретил транзит продовольственных товаров из Белоруссии через Россию в Казахстан и другие страны без досмотра на российских пунктах пропуска. Кроме того, был введен запрет на ввоз в Россию продукции ряда белорусских мясокомбинатов и птицефабрик. Официальной причиной запрета было названо обнаружение бактерий, микроорганизмов, антибиотиков и генома вируса африканской чумы свиней.

Переговоры между соответствующими ведомствами Москвы и Минска к успеху не привели. Лукашенко обвинил свое правительство в «бесхребетности». «Мое возмущение вызвало не только поведение России, но и бесхребетность нашего правительства, которое в очередной раз выводит дохлые проблемы на президента», – сказал тогда Александр Лукашенко. Он также обвинил российские власти в нарушении договоренностей. «Россия повела себя неприлично, пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе», – сказал он. Кроме того, Лукашенко отверг все обвинения в ненадлежащем качестве белорусских продуктов. «В Российской Федерации, пусть на меня не обижаются, на полвека отстали от Беларуси в плане безопасности товаров», – заявил тогда Лукашенко и напомнил, что в Белоруссии сохранены советские ГОСТы на производство продовольствия.