23 марта 2019, суббота, 09:24
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Голодные решения

Wikimedia Commons

Играть в азартные игры лучше на голодный желудок. Об этом сообщается заголовок статьи, опубликованной в журнале PLOS One. В статье разбираются результаты трех экспериментов, каждый из которых подтвердил: голодные люди принимают более верные решения в ситуации неполной информации.

Синица в руках или журавль в небе? Одна конфета сейчас или две спустя некоторое время? Надо понимать, что эти вопросы затрагивают два принципиально разных класса задач. Одно дело – набраться терпения, когда «хорошее» поведение спустя некоторое время гарантирует вознаграждение, а «плохое» поведение – проблемы. Все совсем иначе, когда поведение связано с проблемами или вознаграждением неизвестным образом.

Так называемый «маршмеллоу-тест» уже стал классикой психологической науки. В нем ребенка оставляли наедине с конфетой и говорили, что, если он продержится и не съест ее за 15, скажем, минут, то ему дадут вторую. Эксперимент был проведен в конце 60-х – начале 70-х и за судьбой подопытных детей потом продолжили следить. Во время эксперимент это были дети дошкольного возраста. Оказалось, что дети, дождавшиеся второй конфеты, оказались более успешными в дальнейшем, а, когда магнитно-резонансная томография стала доступной, оказалось, что у дождавшихся и недождавшихся детей отличается активность в нескольких областях мозга: префронтальной коре, отвечающей за принятие решений и контроль импульсов, и полосатом теле, связанном с образованием зависимостей.

Оказалось, однако, что результаты теста сильно зависели от доверия детей к экспериментаторам. В одном из более поздних (2012 год) экспериментов половине детей перед экспериментом исследователи давали обещание, но не выполняли его, а второй половине – давали обещание и выполняли. Оказалось, что во второй группе дети ждали вторую конфету в четыре раза дольше. Реальная жизнь, конечно, гораздо ближе к более позднему варианту эксперимента, особенно, если жить в эпоху перемен.

Считалось (и было до какой-то степени экспериментально подтверждено), что в возбуждение (сильные эмоции или внутренний импульс) мешает человеку справляться с «маршмеллоу-тестами», преподносимыми жизнью. Голодный человек скорее съест пирожное, хотя решил сидеть на диете, сексуально возбужденный человек скорее решится на случайную связь, когда ему нужно хранить верность ради, например, сохранения брака. Все это объяснимо с эволюционной точки зрения, ведь голод для того и нужен, чтобы животное активнее преодолевало препятствия на пути к еде, но мешает в достижении долгосрочных целей. Было также показано, что между внутренними импульсами разного рода существует перекрестное опыление: голодные люди сильнее жадничают в финансовых вопросах, сексуально возбужденные люди делаются менее терпеливыми и склонными к внезапному принятию решений. Но все эти исследования проводились в условиях, когда последствия были очевидны, а особенных размышлений и, тем более, применения интуиции не требовалось.

Из проанализированных экспериментов следует, что голод повышает вероятность принятия правильного полуинтуитивного решения.

В качестве теста использовался Iowa Gambling Task. Это что-то вроде компьютерной игры. В ней перед игроком четыре стопки карт. Игрок может вытягивать карты по одной: на большинстве карт написаны денежные суммы (50 или 100 евро), а на некоторых штрафы. Игрок видит только рубашки карт. В первых двух стопках лежат карты по 100 евро, но больше штрафов, так что сумма в каждой стопке составляла -250 евро на каждые 10 карт, а во вторых двух стопках – по 50 евро, но меньше штрафов. Сумма для каждой из двух стопок составляла 250 евро на 10 карт. Всего игроку давалось 100 попыток, хотя он и не знал об этом заранее. Цель была – заработать как можно больше денег. Голодные люди справлялись с этим более успешно.

Голод повышает вероятность принятия правильного решения.

Голодным считались участники эксперимента, поужинавшие не позже 11 часов вечера и пришедшие примерно к 9 часам утра не позавтракав. На взгляд автора этого текста, конечно, так можно отделить только очень сытых людей от обычных, но никак не обычных от голодных, особенно, голодных в понимании первобытного человека, который не привык есть горячую еду три раза в день. Частично авторы признают это, и в одном из экспериментов после игры с картами оценивалась отдельно степень голода. В целом все три эксперимента подтверждают, что люди, ощущающие умеренный голод или аппетит, выигрывали в игре большие суммы денег. Оказалось также неверным интуитивное предположение, что голод усиливает желание рисковать.

Получается, что напряженное состояние (голода) улучшало способность принимать сложные решения в ситуации, когда многое неизвестно. Фактически, выходит, что такое состояние улучшает интуицию. В этом, однако, нет ничего невозможного, если представить себе интуицию как цепь умозаключений, сделанных бессознательно.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.