29 марта 2024, пятница, 15:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 8 декабря

ЮТэйр
ЮТэйр
Фото: utair.ru
 

Неделя для авиаперевозчика UTair началась не очень позитивно: Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа зарегистрировал иск инвестиционно-финансовой компании «Авиализинг» с требованием признать UTair банкротом.  Сообщается, что  поводом для иска стал непогашенный долг компании в размере 3,5 миллионов рублей, который складывается из частичного арендного платежа за октябрь 2013 года по договору аренды самолета Ту-154М, а также процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных издержек.

Как сообщает РБК со ссылкой на представителя истца, авиакомпания Utair уже более трех с половиной лет не исполняет свои обязательства по уплате арендных платежей по договорам аренды авиационной техники, заключенным с компанией «Авиализинг». Это и вынудило компанию «Авиализинг» обратиться в суд, чтобы взыскивать дебиторскую задолженность UTair по всем заключенным договорам, начиная с сентября 2011 года и по август 2014 года. За все это время в пользу «Авиализинга» было вынесено 92 решения Арбитражного суда ХМАО, 54 постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда и 15 постановлений Федерального арбитражного суда Западносибирского округа.

В самой авиакомпании уверяют, что иск бывшего партнера никакого влияние на операционную деятельность авиаперевозчика не окажет. Генеральный директор UTair Андрей Мартиросов назвал это «незначительным хозяйственным спором», который будет решаться в суде. «К сожалению, наш бывший партнер «Авиализинг», не сумевший сохранить собственный бизнес, использует тактику мелкого рейдерства, подтасовки фактов и плохого PRа, вместо нахождения приемлемого компромисса и окончания судебного процесса», - приводит РБК слова Мартиросова.

Эксперты сходятся во мнении, что UTair сейчас необходима помощь, потому что уход этой компании с рынка может сильно сказаться на отрасли авиаперевозок в России. По словам главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, в банкротстве UTair не заинтересован никто. «Причина трудностей компании - в общеэкономической ситуации, то есть в изменении курса доллара и ухудшении условий кредитования, а UTair очень сильно разрослась за последние годы и имеет несколько краткосрочных дорогостоящих кредитов. Эти деньги стоило бы перекредитовать в более дешевые долгосрочные кредиты», - объяснил он причины трудностей авиакомпании. Синицкий также добавил, что изменение курса доллара повлияло на сокращение международных перевозок, но при этом лизинговые платежи остались зафиксированы в долларах.

На вопрос о рисках, которые может принести уход UTair с рынка, эксперт ответил, что очень хочется думать, что этого не случится. «На тех линиях, где конкуренция высокая, и много перевозчиков, особых последствий не будет», - говорит эксперт, добавляя, что это не касается пассажиров, которые уже купили билеты, потому что это другой вопрос, который отдельно должен решаться. «Если посмотреть по рынку, на высококонкурентных линиях, где 4-5-6 перевозчиков работает, например, к таким относятся Москва — Санкт-Петербург, Москва — Екатеринбург, Москва — Новосибирск, то там пассажиропотоки будут распределяться между другими перевозчиками. Но есть линии, где UTair едва ли не единственный перевозчик, например, в своем Ханты-Мансийском округе и других районах Западной Сибири, и там, конечно, это большой вопрос, потому что UTair во многом выступает как системообразующий перевозчик, обеспечивающий транспортную доступность», - считает г-н Синицкий, отмечая, что в целом у UTair сложная и разветвленная маршрутная сеть, и в зависимости от района последствия от ее ухода с рынка могут быть разные.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов тоже считает, что UTair заслуживает помощь: «Если рассматривать ситуацию в целом, то нет никаких сомнений в том, что помочь UTair необходимо, учитывая, что это один из крупнейших перевозчиков страны, и произошедшее с компанией не является результатом ошибок менеджмента и политики акционеров»,- говорит эксперт, объясняя сложившуюся ситуацию резко изменившимися экономическими условиями: «Проблемы у компании возникли из-за снижения курса рубля в последние месяцы. Долговая нагрузка была вполне комфортной, и пока рубль не снижался, перевозчик спокойно гасил кредиты. Однако как только рубль начал свое падение, у компании начались проблемы, так как доход компания получает в рублях, а расплачиваться ей приходится в иностранной валюте, в частности, за поставленные самолеты».

По его мнению, вполне возможна и даже очень вероятна государственная поддержка: «Государство рассматривает различные варианты оказания помощи компании, и это совершенно логично. России жизненно необходимо развивать авиаперевозки, причем всех видов, включая региональные, и уход одного из ключевых игроков нанесет серьезнейший удар по воздушному транспорту в целом, отбросит авиационную индустрию на несколько лет назад. Кроме того, прекращение работы авиакомпании повлечет за собой рост безработицы во многих регионах, уменьшение поступлений в бюджеты всех уровней, существенное ухудшение социальной обстановки, снижение транспортной доступности сотен тысяч жителей страны. Ведь UTair дает работу не только своим сотрудникам, но и множеству других компаний, которые обеспечивают ее полеты, обслуживают парк ее воздушных судов, поставляют ей различные товары и услуги»,- объясняет г-н Баранов.

«Наконец, поддержать компанию необходимо потому, что она не просто работает, продолжая перевозить пассажиров, но делает это успешно, увеличивая свои показатели в 2014 году. Компании требуется именно финансовая поддержка и нет никаких сомнений в том, что ее нужно поддержать и сделать это как можно быстрее. Возможные меры помощи авиакомпании со стороны государства могут заключаться либо в прямом выделении ей средств, или же в предоставлении государственных гарантий для получения кредитов в банках»,- резюмирует эксперт.

Напомним, что UTair  является третьей авиакомпанией по объему пассажиропотока в России. Общий долг компании составляет около 60 миллиардов рублей.  При этом, по информации РБК, выручка UTair за первое полугодие 2014 года составляла 32,8 миллиарда рублей, из которых  чистой прибыли всего 5,5 миллиона рублей.

Сейчас, помимо «Авиализинга», есть и другие компании и банки, которые пытаются через суд взыскать долги с UTair. В частности, в начале декабря Арбитражный суд Москвы арестовал имущество авиакомпании на 11,8 миллионов долларов в качестве обеспечительной меры по уплате долга «Альфа-банку». Всего против UTair рассматривается более 20 исковых заявлений.

К тому же, в середине ноября сообщалось, что «дочка» авиакомпании «ЮТэйр-Финанс» допустила технический дефолт по двум облигационным займам на сумму 2,7 миллиарда рублей. Причиной дефолта стало отсутствие свободных средств на выкуп облигаций. Инвесторы, в свою очередь, не стремятся покупать долговые бумаги по прежней ставке. Общий долг компании перед Сбербанком, банком «Россия» и «Сургутнефтегазом» составляет более 30 млрд рублей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.