28 марта 2024, четверг, 18:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ташкент город небогатый

Владимир Путин и Ислам Каримов
Владимир Путин и Ислам Каримов
Фото: kremlin.ru

Президент Путин в среду прибыл в Узбекистан, чтобы обсудить со своим коллегой несколько важных тем. Пока главы государств обменивались мнениями относительно будущего ухода войск коалиции из Афганистана и возникающей из-за этого угрозы усиления исламистов, министры финансов двух стран договорились о списании узбекского долга.

Антон Силуанов и Рустам Азимов подписали договор о списании более $860 млн долга. Новостью это не стало — вопрос был урегулирован заранее. Российский министр финансов накануне рассказал журналистам, что общий долг Узбекистана перед Россией — 890 миллионов долларов, из которых 500 миллионов являются основным долгом, остальное — проценты. Узбекистан, согласно документу, обязуется все-таки выплатить России 25 миллионов долларов, остальное, то есть более 97%, российское правительство списывает.

 
Антон Силуанов и Рустам Азимов. Фото: kremlin.ru

Как и положено, узбекские руководители в ответ на такую щедрость Москвы рассказали о перспективах будущего сотрудничества двух стран. Президент Узбекистана Ислам Каримов заверил своего коллегу, что его страна поддерживает не только российскую позицию по необходимости сохранения СНГ, но и все инициативы Москвы по развитию Шанхайской организации сотрудничества.

Содружество независимых государств, убежден Каримов, сохранится, только если интерес к работе содружества будет сохранять Россия. Глава Узбекистана считает, что Евразийский союз и содружество, по его мнению, не должны дублировать друг друга. Впрочем, о своем интересе к Евразийскому союзу и более тесной интеграцией Каримов ничего не сказал — за него это сделал Путин. Президент Путин заявил, что достигнута договоренность о начале консультаций по возможному созданию зоны свободной торговли между Таможенным союзом и Узбекистаном.

 
Юрий Ушаков

Еще в Москве помощник президента России Юрий Ушаков рассказал, что списание практически всего долга позволит начать переговоры о поставке российской военной техники в Узбекистан — оплачиваться она, правда, будет за счет новых российских кредитов. Ушаков также надеется на расширение торговых связей между двумя странами и увеличении поставок сельскохозяйственной продукции из Узбекистана. Хотя уже сегодня Россия — главный торговый партнер Узбекистана, на нее приходится более четверти международной торговли. Для России Узбекистан — четвертый по размеру торговый партнер на постсоветском пространстве. Товарооборот в 2013 году вырос почти на 10% и достиг 4 млрд долларов.

Списание долга — достаточно щекотливая тема. Богатые страны достаточно часто прощают долги бедных государств, но фактически это означает, что страна, чьи долги были списаны, является банкротом, то есть не может платить по обязательствам.

Сама Россия за свою новейшую историю отказывалась от оплаты долгов лишь однажды, 17 августа 1998 года федеральное правительство и Центральный банк объявили 90-дневный мораторий на погашение внешнего долга. В начале 1990-х годов, несмотря на сложное экономическое положение, правительству удавалось убеждать западных кредиторов реструктуризовать долги таким образом, чтобы отложить выплату на некоторое время.

При этом долги другим странам Москва списывала неоднократно — в 1993 году российское правительство заявило о взятии на себя всех обязательств бывшего Советского Союза взамен на отказ бывших советских республик в зарубежных активах СССР. Так России достался, с одной стороны, весь внешний долг в размере почти 100 млрд долларов, а с другой стороны — примерно 150 млрд долларов государств третьего мира.

Основная часть долгов была очевидно неликвидно: СССР в долг поставлял в африканские и азиатские страны оружие, причем все отлично понимали, что цель такого сотрудничества — не выгадать в отдаленном будущем несколько миллиардов долларов, а обеспечить свое геополитическое превосходство. Отдавать такие долги, естественно, практически никто не только не собирался, но и физически не мог, нищие африканские страны просто не обладали возможностью вернуть миллиарды долларов.

Только в начале 2000-х годов, следуя взятым на себя при вступлении в Парижский клуб государств-кредиторов, Россия списала от 60 до 90% долгов целого ряда государств: Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне. На оставшиеся долги африканские страны получили рассрочку до 30 лет.

Также были списаны долги Ирака, Монголии, Лаоса, Никарагуа и многих других государств.

Самое масштабное списание советского долга произошло в 2013, года Россия простила Кубе 90% долга. Всего Остров свободы был должен СССР около 32 млрд долларов, после списания размер долга уменьшился на порядок — до 3,2 млрд. Эксперты считали достигнутые договоренности очень удачными для России: остальные страны не могли добиться от Кубы и десяти процентов.

При всем при этом прощать долги странам СНГ Россия не спешит. Во-первых, на постсоветском пространстве правительства меняются не так уж и часто, так что аргумент «долг возник до нас» не работает. Во-вторых, кредиты были предоставлены уже в условиях рыночной экономики, когда каждый имел возможность рассчитать целессобразность своих действий.

 
Владимир Путин в Узбекистане. Фото: kremlin.ru

Единственное исключение — Киргизия. Эта страна добилась в 2013 году списания примерно 500 миллионов долларов, как считается, в обмен на сохранение на своей территории российской военной базы и, напротив, выдворения американской.

Таким образом Узбекистан оказался весьма в неприглядной компании: в Киргизии за последние годы произошло несколько государственных переворотов, которые чуть не вылились в гражданскую войну. На ее фоне Узбекистан выглядит образцом стабильности: но, как оказывается, даже при таком статусе он не способен выполнять свои финансовые обязательства.

В целом для России это были бы хорошие новости — миллиард долларов убытка федеральный бюджет вряд ли заметит — если бы с помощью финансовых долгов можно было бы крепко привязать к себе среднеазиатские режимы, ведь в последние годы на регион все больше внимания обращает Китай.

Но пока что документальных свидетельств умелой политики России в Средней Азии нет, или, по крайней мере, они не опубликованы. По итогам визита Путина были подписаны межправительственные соглашения об основных направлениях развития и углубления сотрудничества, а также программа сотрудничества по линии МИД и протокол между ФСКН и МВД Узбекистана об обмене результатами исследований наркотических средств и психотропных средств. Документы, конечно, интересные, но вряд ли они «стоят» прощенных 860 млн долларов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.