В среду Министерство экономического развития зарегистрировало проект поправок к Гражданскому кодексу, согласно которому граждане и компании смогут объединить принадлежащие им земельные участки с расположенными на них зданиями в так называемую«сложную недвижимость», сообщает «Коммерсантъ». По информации издания, разработчики данного законопроекта считают, что это позволит облегчить регистрацию, учет и налогообложение таких объектов недвижимости.
Термин, который Минэкономразвития вводит в ГК РФ, — «сложная недвижимость» — должен будет заменить существующее понятие единого недвижимого комплекса, и определяется как комплекс объектов в границах одного муниципалитета, которые объединены общим назначением и при этом являются собственностью одного лица. Отмечается, что эти объекты могут находиться как на одном участке, так и на нескольких. При условии, что она принадлежит тому же лицу, в состав «сложной недвижимости» может включаться и земля.
Законопроект, подготовленный Минэкономразвития, предполагает, что в Едином государственном реестре прав комплексу сложной недвижимости будет назначаться условный номер. При этом процедура включения или исключения какого-либо объекта из состава этого комплекса будет производиться через подачу заявления собственником. При этом комплекс упраздняется в том случае, если все объекты исключены из его состава или прекратили существование. И хотя продаваться такая «сложная недвижимость»будет одним общим лотом, но сдавать в аренду объекты комплекса можно будет и по отдельности.
Опрошенные «Полит.ру» юристы портала pravoved.ruрассказали, чего стоит ждать от этого законопроекта, кому он может быть выгоден, и как эти изменения могут сказаться на размерах налогов.
По мнению юриста Ильи Казакова, в целом, данный проект не несет в себе ничего принципиально нового: «Представляется, что понятие «сложной недвижимости» — логичное продолжение усовершенствования и усложнения правовых отношений, связанных с оборотом недвижимости. Современный этап развития учета объектов недвижимости вполне позволяет реализовать данные нововведения», - считает Казаков.
«Первым шагом на данном пути было введение в ГК РФ ст.133.1 «Единый недвижимый комплекс». Однако трактовка данной статьи не позволяет объединять в такой комплекс здание и земельный участок, а без этого смысл данной статьи в значительной степени утрачивается. Следовательно, введение данной нормы вполне оправдано. Сам по себе этот правовой институт не является чем-то новым для юридической науки. Так в германском праве содержится модель «единого объекта недвижимости», при которой здания, сооружения рассматриваются как часть (принадлежность, улучшение) земельного участка», - объясняет эксперт.
На вопрос о том, как скажется нововведение на размере налогов, Казаков предположил, что сначала они могут снизиться: «Налогообложение недвижимости больше подчиняется логике экономической ситуации, а не выбору способа регистрации объекта недвижимости. Вполне возможно, что на первом этапе, в целях стимулирования регистрации такого рода объектов, налог будет даже меньше, чем сложение налога на землю и налога на имущество, - говорит юрист. - Но если руководствоваться логикой развития налогообложения в РФ, наблюдается отход от практики минимальных налогов и переход к западной модели, предполагающей достаточно высокий уровень налогового бремени на собственника имущества. Данное нововведение выгодно при реализации объектов в ходе приватизации государственного имущества, банкротства, реализации имущественных комплексов, так как упрощает совершение сделок. Если не будет введена обязательная регистрация такого рода объектов, то и пострадавших от данного правового института не предвидится».
Его коллега, юрист Нина Никишина, считает, что законопроект порождает ряд вопросов: «По моему мнению, данная мера удобна и выгодна узкому кругу лиц — а именно крупным коммерческим организациям. При этом она требует кардинального реформирования законодательства. Вы только представьте себе, что сейчас правоотношения с земельными участками регулирует Земельный кодекс, а отношения с недвижимостью регулирует Градостроительный кодекс. В целом, общие положение регулирует Гражданский кодекс. В отношении предлагаемых к введению комбинированных объектов даже не ясно, строго говоря, какими нормативно правовыми актами будет определяться порядок их создания, существования и регистрации. То ли надо будет создавать какой-то новый кодекс, то ли вносить масштабные изменения во множество кодексов, но как минимум разрабатывать отдельный федеральный закон».
«На практике придется выработать механизмы огромного количества процедур — все, что касается перевода из отдельных простых объектов недвижимости в сложные, и наоборот, соединение, разделение, подготовка градостроительной документации и документации по территориальному планированию и тому подобное. Кроме того, усложнится оценка технической, пожарной и прочей безопасности. Усложнится оценка самого объекта для целей продажи и так далее», - считает Никишина.
Ряд процедур, по ее словам, в законопроекте уже прописан: «В проекте содержатся уже такие процедуры, как прекращение права собственности на отдельные объекты в связи с регистрацией права на них в составе сложной недвижимости и другие запутанные процедуры».
По мнению юриста, сейчас не самое лучшее время для данного проекта: «В условиях нынешнего состояния нашей экономики, такие законодательные инициативы нецелесообразны, разве что в качестве эксперимента на некой ограниченной тестовой территории. Поскольку большинство проблем, связанным с такими изменениями в законодательстве, можно будет выявить только на практике», - резюмирует Нина Никишина.
Еще один эксперт портала pravoved.ruАлександр Новоселов, наоборот, считает, что этот проект необходим: «Создание понятия «сложной недвижимости», для реализации которой разрабатывается законопроект, соответствует правовым принципам, продиктовано явлениями времени и, безусловно, необходимо». «Несомненным плюсом такого института является то, что он поможет упростить кадастровый учет: собственникам не придется регистрировать по отдельности сам участок и все расположенные на нем объекты. То есть вместо десяти свидетельств о праве на недвижимое имущество будет одно, что также существенно сократит время оформления и разгрузит работу ведомств, занимающихся оформлением земли и объектов недвижимости», - объясняет он.
Однако, по мнению Новоселова, следствием этих изменений может стать повышение налога: «Что касается порядка налогообложения, то введение понятия «сложной недвижимости» может привести к росту налоговой ставки. Сейчас отдельно начисляются налоги на землю и на здание. Объединение платежей удобно для налогоплательщика и налоговых органов. Однако может получиться так, что при объединении ставка возрастет». «К тому же, на практике введение такого института может столкнуться с проблемой оформления такой недвижимости. Сейчас оформлением земельного участка и объектов недвижимости занимаются два разных ведомства. Кто из них будет заниматься оформлением сложной недвижимости и не вызовет ли это противоборство между данными органами», - добавляет он.