28 марта 2024, четверг, 12:39
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 декабря 2014, 09:28

Наутро. 11 декабря

Загородная недвижимость
Загородная недвижимость
Фото: fazenda.spb.ru
 

В среду Министерство экономического развития зарегистрировало проект поправок к Гражданскому кодексу, согласно которому граждане и компании смогут объединить принадлежащие им земельные участки с расположенными на них зданиями в так называемую«сложную недвижимость», сообщает «Коммерсантъ». По информации издания, разработчики данного законопроекта считают, что это позволит облегчить регистрацию, учет и налогообложение таких объектов недвижимости.

Термин, который Минэкономразвития вводит в ГК РФ, — «сложная недвижимость» — должен будет заменить существующее понятие единого недвижимого комплекса, и определяется как комплекс объектов в границах одного муниципалитета, которые объединены общим назначением и при этом являются собственностью одного лица. Отмечается, что эти объекты могут находиться как на одном участке, так и на нескольких. При условии, что она принадлежит тому же лицу, в состав «сложной недвижимости» может включаться и земля.

Законопроект, подготовленный Минэкономразвития, предполагает, что в Едином государственном реестре прав комплексу сложной недвижимости будет назначаться условный номер. При этом процедура включения или исключения какого-либо объекта из состава этого комплекса будет производиться через подачу заявления собственником. При этом комплекс упраздняется в том случае, если все объекты исключены из его состава или прекратили существование. И хотя продаваться такая «сложная недвижимость»будет одним общим лотом, но сдавать в аренду объекты комплекса можно будет и по отдельности.

Опрошенные «Полит.ру» юристы портала pravoved.ruрассказали, чего стоит ждать от этого законопроекта, кому он может быть выгоден, и как эти изменения могут сказаться на размерах налогов.

По мнению юриста Ильи Казакова, в целом, данный проект не несет в себе ничего принципиально нового: «Представляется, что понятие «сложной недвижимости» — логичное продолжение усовершенствования и усложнения правовых отношений, связанных с оборотом недвижимости. Современный этап развития учета объектов недвижимости вполне позволяет реализовать данные нововведения», - считает Казаков.

«Первым шагом на данном пути было введение в ГК РФ ст.133.1 «Единый недвижимый комплекс». Однако трактовка данной статьи не позволяет объединять в такой комплекс здание и земельный участок, а без этого смысл данной статьи в значительной степени утрачивается. Следовательно, введение данной нормы вполне оправдано. Сам по себе этот правовой институт не является чем-то новым для юридической науки. Так в германском праве содержится модель «единого объекта недвижимости», при которой здания, сооружения рассматриваются как часть (принадлежность, улучшение) земельного участка», - объясняет эксперт.

На вопрос о том, как скажется нововведение на размере налогов, Казаков предположил, что сначала они могут снизиться: «Налогообложение недвижимости больше подчиняется логике экономической ситуации, а не выбору способа регистрации объекта недвижимости. Вполне возможно, что на первом этапе, в целях стимулирования регистрации такого рода объектов, налог будет даже меньше, чем сложение налога на землю и налога на имущество, - говорит юрист. - Но если руководствоваться логикой развития налогообложения в РФ, наблюдается отход от практики минимальных налогов и переход к западной модели, предполагающей достаточно высокий уровень налогового бремени на собственника имущества. Данное нововведение выгодно при реализации объектов в ходе приватизации государственного имущества, банкротства, реализации имущественных комплексов, так как упрощает совершение сделок. Если не будет введена обязательная регистрация такого рода объектов, то и пострадавших от данного правового института не предвидится».

Его коллега, юрист Нина Никишина, считает, что законопроект порождает ряд вопросов: «По моему мнению, данная мера удобна и выгодна узкому кругу лиц — а именно крупным коммерческим организациям. При этом она требует кардинального реформирования законодательства. Вы только представьте себе, что сейчас правоотношения с земельными участками регулирует Земельный кодекс, а отношения с недвижимостью регулирует Градостроительный кодекс. В целом, общие положение регулирует Гражданский кодекс. В отношении предлагаемых к введению комбинированных объектов даже не ясно, строго говоря, какими нормативно правовыми актами будет определяться порядок их создания, существования и регистрации. То ли надо будет создавать какой-то новый кодекс, то ли вносить масштабные изменения во множество кодексов, но как минимум разрабатывать отдельный федеральный закон».

«На практике придется выработать механизмы огромного количества процедур — все, что касается перевода из отдельных простых объектов недвижимости в сложные, и наоборот, соединение, разделение, подготовка градостроительной документации и документации по территориальному планированию и тому подобное. Кроме того, усложнится оценка технической, пожарной и прочей безопасности. Усложнится оценка самого объекта для целей продажи и так далее», - считает Никишина.

Ряд процедур, по ее словам, в законопроекте уже прописан: «В проекте содержатся уже такие процедуры, как прекращение права собственности на отдельные объекты в связи с регистрацией права на них в составе сложной недвижимости и другие запутанные процедуры».

По мнению юриста, сейчас не самое лучшее время для данного проекта: «В условиях нынешнего состояния нашей экономики, такие законодательные инициативы нецелесообразны, разве что в качестве эксперимента на некой ограниченной тестовой территории. Поскольку большинство проблем, связанным с такими изменениями в законодательстве, можно будет выявить только на практике», - резюмирует Нина Никишина.

Еще один эксперт портала pravoved.ruАлександр Новоселов, наоборот, считает, что этот проект необходим: «Создание понятия «сложной недвижимости», для реализации которой разрабатывается законопроект, соответствует правовым принципам, продиктовано явлениями времени и, безусловно, необходимо». «Несомненным плюсом такого института является то, что он поможет упростить кадастровый учет: собственникам не придется регистрировать по отдельности сам участок и все расположенные на нем объекты. То есть вместо десяти свидетельств о праве на недвижимое имущество будет одно, что также существенно сократит время оформления и разгрузит работу ведомств, занимающихся оформлением земли и объектов недвижимости», - объясняет он.

Однако, по мнению Новоселова, следствием этих изменений может стать повышение налога: «Что касается порядка налогообложения, то введение понятия «сложной недвижимости» может привести к росту налоговой ставки. Сейчас отдельно начисляются налоги на землю и на здание. Объединение платежей удобно для налогоплательщика и налоговых органов. Однако может получиться так, что при объединении ставка возрастет». «К тому же, на практике введение такого института может столкнуться с проблемой оформления такой недвижимости. Сейчас оформлением земельного участка и объектов недвижимости занимаются два разных ведомства. Кто из них будет заниматься оформлением сложной недвижимости и не вызовет ли это противоборство между данными органами», - добавляет он.

Декан ИОМ РАНХиГС, заведующая кафедрой экономики недвижимости и проблем землепользования ИОМ РАНХиГС Елена Иванкина считает, что никаких ощутимых изменений данный проект не принесет: «В принципе, это объективно вытекает из поправок, внесенных в Гражданский кодекс. Это просто разная терминология, которая используется в разных юридических документах. Если мы в практике работы с объектами недвижимости на рынке недвижимости используем терминологию «единый объект недвижимости», то там понятие «сложного объекта», «сложной вещи» введено для того, чтобы объединить землю со зданиями и сооружениями, возведенными на ней. То есть это в принципе в практику сделок с недвижимостью ничего не вносит, но это дополняет терминологию права, что называется цивилистики, то есть гражданского права».
 
«Делается это для того, чтобы облегчить управление, учет и, конечно же, налогообложение. Никаких подвохов здесь нет», - говорит г-жа Иванкина. На вопрос о том, как может измениться налоговая ставка, она ответила, что не видит  объективных причин для ее изменения: «Земельный налог берется с кадастровой стоимости, она определена и периодически пересматривается, налоги с коммерческой недвижимости были определены в прошлом году, и будут только планово повышаться, как это было записано в решении правительства и в соответствующем законодательстве. Что касается налога на имущество физических лиц, здесь тоже все прописано в главе Земельного кодекса: и ставки, и льготы, и дифференциация этих ставок, и то, как они будут повышаться. Поэтому я не вижу, каким образом создание «сложного объекта» может привести к повышению налогообложения», - резюмирует эксперт.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.