НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Законопроект об ограничении законопроектов

Собственно, имеется в виду не законопроект, а поправки в регламент – но с тем же смыслом: по данным "Ъ", в ЕР "ищут способы усилить контроль над законодательными инициативами депутатов-одномандатников в Госдуме следующего созыва". Потому что именно в них видят источник тех законопроектов, которые не только веселят, но и нервируют граждан.

 

С формальной стороны дело такое ("Коммерсант"): "Сейчас регламент Госдумы предусматривает многоступенчатую процедуру рассмотрения любого проекта. Законодательная инициатива, не получившая политического одобрения, принята не может быть по определению. Однако в их внесении депутаты никак не ограничены, чем некоторые из них активно пользуются". 

В итоге, некоторые законопроекты лежат в палате годами, шансов у них нет, а вот в СМИ могут продолжать маячить. Координатор фракции "Справедливой России" М.Емельянов добавил, что вполне обычна ситуация. Когда депутат "широко сообщает о подготовке законопроекта, но не вносит его". А способов пресекать эту самодеятельность мало. Скажем, если законопроект предполагает траты бюджета, то его могут отвергнуть при отсутствии официального заключения правительства.

"Коммерсант" цитирует члена комитета по регламенту от ЕР Н.Булаева: "Не думаю, что партийным организациям надо как-то защищать себя от одномандатников в Госдуме. Они вполне дееспособные и часто очень сильные и уверенные в себе люди",— заявил он. По его словам, "экзотические законопроекты бывают, но они как петарда, греха большого нет". Впрочем, "моральные ограничители должны быть", а роль партийного ограничителя законодательных инициатив играют экспертный совет и президиум депутатской фракции (сейчас в этом смысле депутат от фракции не зависит).

 
Николай Булаев

Н.Булаев со своими "петардами" не вполне ощущает, насколько эта тема всех давно уже веселит и не только. Например, 1 декабря, ровно в день рождения ЕР даже Лента.ру нового образца сделала материал, "Правила жизни депутатов в России", начинающийся так: "Запретить кеды и обувь на шпильках, перекрасить Кремль в белый цвет, изменить цвета российского триколора, убрать фаллос Аполлона со 100-рублевой купюры, заполнить вымирающие деревни китайцами, а в школы вернуть позабытый предмет политинформации... Депутаты Госдумы регулярно озвучивают и вносят на рассмотрение нижней палаты парламента спорные и заведомо нереализуемые инициативы. Кому и зачем нужны эти странные законопроекты, которые выставляют Думу на посмешище и дискредитируют идею парламентаризма? Почему депутаты почти безропотно принимают инициативы Кремля и Белого дома?" И даже с таким выводом: "А главное — есть ли смысл в существовании такой Госдумы?"

Так что тема петард не такая уж праздничная и, в общем, тема "такой Госдумы" явно не разделяется ее руководством – раз уж думают, как ее подкорректировать. Но вот же, главную причину ищут уже по конкретному адресу. Это ж как искать потерянное под уличным фонарем, потому что там же светлее. Причем не так что как бы ищут, а сразу же сообщили, что"усилить контроль над законодательными инициативами депутатов-одномандатников в Госдуме следующего созыва".

Насчет вины одномандатников тут не собственная версия "Коммерсанта". Там, например, цитируется директор по исследованиям ИСЭПИ А.Пожалов который говорит именно о них, полагает, что в будущей Госдуме не исключено создание депутатских групп разной степени аффилированности с партиями, а "их законодательную деятельность необходимо будет регламентировать". 

Но тут тема как-то вдруг уходит в сторону от "странных законопроектов" совсем в другую сторону: "Невозможно депутатов-одиночек лишить права законодательной инициативы, но отчасти проблему решит тщательный подбор кандидатов. Он должен следовать принципу "двух ключей", чтобы региональные власти не имели исключительного влияния на депутата, тогда риск несистемных законодательных инициатив будет снижен".

 
Сергей Обухов

Секретарь ЦК КПРФ С.Обухов о том же: "Все будет зависеть от степени конфликтности между федеральным центром и регионами, поскольку одномандатники — это те, кто использовал при избрании прежде всего региональный ресурс. Если степень такой конфликтности будет высока, ее не сдержишь никаким регламентом".

Речь уже не о том, чтобы фильтровать законодательный мусор, но чтобы не допустить (или осложнить) конкретное проведение через одномандатников инициатив регионов. Причем, законодательный мусор как раз не мешает – учитывая хотя бы успешность (по крайней мере в СМИ) фракционного законодателя Е.Федорова. Дикие законопроекты как раз полезны – на этом фоне спокойно пропихивается столь же странное, но вполне системное. А "петарды" тут выходят разве что для того, чтобы в варианте как бы борьбы с ними прижать одномандатников в целом.

А вот уже и сегодняшняя законотворческая новость из Думы: "Глава партии «Родина», депутат Госдумы РФ Алексей Журавлев подготовил проект обращения к Генеральной Ассамблее ООН с предложением ликвидировать Гаагский трибунал". Тоже, собственно, фракционный человек, а не одномандатник. Впрочем, как сказать – может, эта идея и считается серьезной.  

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.