
Резкое повышение ставки рефинансирования и продолжительное падение курса рубля ощутимо отразилось на автомобильном рынке России. Как сообщают «Ведомости», дистрибьюторы приостанавливают поставки автомобилей дилерам, которые, в свою очередь, прекращают их продажи населению. Уже известно, что такие крупные автодилеры как Major, «Авилон» и «Транстехсервис» полностью приостановили продажи. В Major такое решение объяснили сильной девальвацией рубля. По информации издания, остановка продаж автомобилей произошла неопределенной ситуации с ценами: «Нам поступила информация о пересмотре цен, и нам не хотелось оказаться в ситуации, когда мы продадим автомобиль дешевле той цены, которую выставили производители, - объясняет Вячеслав Зубарев, генеральный директор «Транстехсервиса», - Может получиться, что мы возьмем на себя ответственность, которую не сможем по каким-то причинам выдержать».
Большинство автодилеров в ближайшее время снова пересмотрят цены в сторону повышения, если еще этого не сделали. По данным «Автостата», с начала декабря уже 23 автопроизводителя подняли цены. Кроме подорожания, есть еще одна угроза авторынку — возможный дефицит автомобилей. Например, как сообщает autonews.ru, автомобили Nissan могут закончиться уже к февралю 2015 года. Однако российское представительство другой японской автомобильной компании Toyota принял решение не поднимать цены до конца года. Такую политику избрали для себя и некоторые другие автодилеры.
Вице-президент ассоциации Российских автомобильных дилеров Андрей Петренко считает, что поднятая ставка рефинансирования угрожает всему сообществу автодилеров: «Самым неприятным моментом для нас является повышение ставки рефинансирования, потому что дилеры все сидят под кредитами, и им сейчас фактически перекрыт кислород на получение кредитов, потому что рентабельность у дилеров не рассчитана на привлечение кредитов под ставку больше 20%. А она все равно получается на уровне 23%».
«Это грозит коллапсом дилерской сети, потому что все дилеры используют кредиты без исключения. Мы понимаем, что государство сейчас будет проводить какие-то программы или субсидирование, как, например, вчера прозвучало, что сельскому хозяйству рассчитывается программа субсидирования кредитной ставки», - говорит Петренко, отмечая, что и автодилеры на что-то подобное надеются, иначе это может грозить банкротством даже крупным, хорошо выстроившим свою работу автодилерам. По мнению эксперта, автомобильным дилерам придется прикладывать усилия для того, чтобы выжить на рынке в том случае, если государство не окажет столь необходимую поддержку. «Это самый большой удар для дилерского сообщества», - говорит Петренко. «Мы делали прогноз в середине года, что дилерская сеть может сократиться на 25%, то есть 25% дилеров не выживут. Но это был прогноз до известных событий, сейчас эта цифра может быть больше», - считает г-н Петренко.
На вопрос о перспективах отечественного автопрома эксперт не исключил возможность повышения продаж: «Такое понятие как российский автомобиль исчезло уже лет 5 назад, потому что автомобиль — это продукт творчества многих компаний во многих странах мира», - говорит вице-президент ассоциации российских автодилеров. Он отмечает, что спрос на автомобили российских компаний, безусловно, может вырасти, однако и иномарки, собираемые в России тоже останутся востребованы. «Часть расходов, которые заложены в стоимость при сборке автомобиля, это и заработная плата, и электроэнергия, они все рассчитываются в рублях по тем автомобилям, которые собираются в России. Поэтому и цены у таких автомобилей тоже будут конкурентноспособны», - резюмирует эксперт.
Директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель не увидит ничего особенного в ситуации на авторынке на фоне всех отраслей экономики: «Тут все достаточно стандартно. Дилеры же не могут продавать себе в убыток, поэтому сейчас они распродадут те автомобили, которые они закупили еще при старом курсе. Кстати, они и так уже почти все распроданы, а новые автомобили они могут продавать только по ценам, которые в переводе на евро будут соответствовать мировым, то есть фактически цена вырастет примерно в два раза на все иностранные автомобили. Отсюда естественно вытекает и существенное снижение спроса, даже более чем в два раза. И конечно, это означает, что [дилеры] не досчитаются прибыли, упадут существенно продажи, и некоторым придется уйти с рынка», - считает эксперт.
«Кто хотел купить автомобиль, тому сейчас откладывать покупку не надо. Это сдвинуло принятие решений, а уже в следующем году это изменит принятие решений для тех, кто, возможно, планировал покупку», - советует г-н Кнобель. «Цены на российские автомобили в рублях вырастут не так сильно, и, естественно, они составят хорошую конкуренцию иностранным автомобилям», - считает эксперт, отмечая и хорошие перспективы увеличения продаж автомобилей, промышленная сборка которых осуществляется в России. «Там все равно много иностранных комплектующих, и конкурентоспособность по отношению к российскому АвтоВАЗу они, конечно потеряют, но тем не менее у них тоже будет возможность увеличить цены не в два раза», - резюмирует специалист.
Эксперт по кредитным продуктам портала banki.ru Ирина Чебалова рассказала, что, несмотря ни на что, кредиты все так же востребованы, как и до падения рубля: «С учетом действующих предновогодних скидок в автосалонах и ожидаемого в 2015 году увеличения цен население старается вложиться в покупку автомобиля до наступления праздников. Особым спросом пользуются авто премиум-класса, которые нередко приобретаются в кредит. Поэтому спрос на кредиты не падает».
По словам эксперта, не всем желающим удается взять кредит на покупку автомобиля: «По имеющейся у нас информации, с момента повышения ключевой ставки до 17% многие банки приостановили выдачу потребительских кредитов, и автокредитов в том числе. Однако официально эту информацию кредитные организации не подтверждают. Как результат - многие покупатели, которые хотели приобрести автомобиль в кредит, не могут этого сделать, даже по ранее одобренным заявкам», - сообщает эксперт по кредитным продуктам.
«Несмотря на повышение ключевой ставки, банки должны были соблюдать нормы, установленные ЦБ на первый квартал 2015 года. В среду банки обратились с просьбой об отмене этих ограничений, и Центробанк решил временно (до 1 июля 2015 года) не применять ограничение значения полной стоимости потребительского кредита при заключении договоров. Теперь банки смогут возобновить выдачу кредитов, а ставки будут увеличиваться пропорционально росту ключевой ставки. Ранее по залоговым автокредитам предельная ставка для новых автомобилей и машин с пробегом до 1 тысячи км составляла 20,32% годовых и 31,22% - для подержанных авто с более длительным пробегом (исходя из среднерыночных значений сентября в 15,24% и 23,41% соответственно)», - рассказывает г-жа Чебалова.
Экономическая нестабильность порождает риски невозврата кредитов, и эксперт считает, что и на автокредитах это скажется: «Что касается просроченной задолженности, то по автокредитам количество невозвратов традиционно меньше, чем по беззалоговым кредитным программам. Однако с учетом нынешней экономической ситуации вполне возможно увеличение объема просрочки и по автокредитам, хотя и не в таких масштабах, как по другим видам займов. Ведь приобретаемый автомобиль находится в залоге у банка, и заемщики будут до последнего стараться не допустить просрочку, чтобы не лишиться автомобиля», - говорит Ирина Чебалова.