19 марта 2024, вторник, 08:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 декабря 2014, 10:00

Наутро. 23 декабря

Пуск ракеты-носителя «Ангара-А5»
Пуск ракеты-носителя «Ангара-А5»
Фото: Андрей Моргунов/mil.ru
 

23 декабря успешно прошел испытательный запуск новой ракеты-носителя «Ангара А5» на космодроме Плесецк. По сообщению ТАСС, старт ракеты состоялся в расчетное время, в 8:57, и прошел штатно. По плану, ракета должна была вывести на геостационарную орбиту габаритно-массовый макет полезной нагрузки массой в две тонны.

За запуском удаленно наблюдал президент России Владимир Путин, он отметил важность и значимость события для ракетно-космической отрасли России. По его словам, в этом ракетном комплексе были задействованы передовые технологии и теперь с его помощью можно выводить на любые орбиты космические аппараты военного и гражданского назначения.  

Президент выразил благодарность за работу инженерам, конструкторам, испытателям и военнослужащим. «Тем самым мы серьезно укрепляем безопасность России. Вы подошли к выполнению поставленной перед вами задачи со всей ответственностью. Своим успехом показали, что Россия остается одним из признанных мировых лидеров в освоении космического пространства», - приводит «Коммерсантъ» слова Владимира Путина.

На создание «Ангары» ушло почти два десятилетия, но при этом значительный период этого времени, конца девяностых-начала нулевых, финансирование было незначительным, и работы велись в вялотекущем режиме, и только в 2002 году, после посещения Владимиром Путиным космодрома Плесецка, был решен вопрос финансирования работ по разработке ракеты и по созданию новой стартовой позиции.

Министр обороны России Сергей Шойгу также сообщил о том, что в 2015 году число запусков ракет будет увеличено в полтора раза, и это позволит на 25% обновить орбитальную группировку, а в этом году установленная программа запуска космических аппаратов военного назначения уже выполнена, всего таких пусков было совершено девять.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, куратор космической отрасли, остался доволен этим достижением: «В тяжелое, непростое время это будет нашим лучшим ответом на санкции, на беспрецедентное внешнее, финансовое, экономическое и политическое давление на нашу страну»,- считает Рогозин.

Профессор Факультета национальной безопасности РАНХиГС, доктор военных наук Геннадий Рыжов считает, что это очень важное достижение как для обороноспособности страны, так и для всего военно-космического комплекса: «Развитие систем, которые развертываются в космическом пространстве, будет иметь двойное назначение: для страны, для ее развития, и, конечно же, для обороноспособности, что сейчас очень важно», - считает эксперт.

На вопрос о том, почему сейчас такой упор делается именно на космическое направление, г-н Рыжов поделился предположением об ограниченных средствах и установленных приоритетах: «Сколько бы средств не было, они всегда ограничены. Поэтому есть расставленные верховным главнокомандующим, Владимиром Владимировичем Путиным, приоритеты, с учетом тех угроз, которые существуют на сегодняшний день», - полагает эксперт.

«Те достижения науки, которые были совершены в период Советского Союза, они имеют огромный потенциал, который до сих пор еще не реализован», - считает профессор, отмечая, что тогда науке уделялось значительное внимание, в частности, вопросам глубоких, фундаментальных исследований, в том числе и в ракетно-космической технике. «И те плюсы, которые были тогда получены, они до сих пор еще в железо не реализованы. Многие достижения в общем-то аналогов в мире вообще не имеют. Общеизвестный факт, что американцы, да и все представители стран НАТО летают на наших ракетах-носителях, и это, пожалуй, ярчайший пример», - уверен Рыжов.

В Роскосмосе тоже оценили значимость этого события: «Это означает, что у России появился новый современный и экологически чистый носитель тяжелого класса», - заявил руководитель ведомства Олег Остапенко. Экологичность новой ракеты отмечается в качестве одного из ее главных преимуществ, к тому же в ее эксплуатации используется более экологичное топливо: «Ангара» оснащена кислородно-керосиновыми двигателями и в отличие от своих предшественников не нуждается в гептиле, сверхтоксичном ракетном топливе.

Главный конструктор «Ангары» Александр Медведев в одном из интервью, данных накануне запуска, рассказал о преимуществах такого двигателя: «Когда создавалась «Ангара», то одним из основных вопросов был как раз выбор двигателей. Не вдаваясь в подробности: я считаю, что РД-191 — один из самых лучших двигателей в мире. Я бы даже сказал, самый лучший для первых ступеней на экологических компонентах топлива - кислороде и керосине. Кстати, он еще и многоразовый, может использоваться до десяти и более раз». Кроме того, это еще и достаточно дешевое топливо, керосин также используется и в обычных самолетах, а кислород выступает в качестве окислителя.

Эколог-инженер Антон Бурый из компании «Экология жизненного пространства» подтвердил пользу от перехода к такой экологичной альтернативе топлива: «Чем обусловлено использование кислородно-керосиновых двигателей при эксплуатации ракеты «Ангара А5» и отказ от гептила, мне, как человеку не имеющему отношения к данному проекту, говорить сложно, связано ли это напрямую с экологией, или с какими-либо другими факторами. Могу лишь сказать, что керосин явно экологичнее гептила. Керосин, как смесь углеводородов, при горении разлагается до углекислого газа. В то время как продукты разложения гептила при температуре горения от 350 до 1000 °C — аммиак, амины, синильная кислота, водород, азот, метан, этан, смолистые и другие вещества», - рассказывает эколог.

По его словам, в последние годы в принципе наблюдается отказ от токсичных ресурсов в пользу менее вредных альтернативных вариантов: «Тенденция к переходу на более экологичные ресурсы, действительно, наблюдается, причем давно. Так, например, еще с апреля 2006 года принят новый технический регламент, в соответствии с которым эмиссия загрязняющих веществ в обращении автомобилей на территории РФ должна соответствовать второму экологическому классу «Евро-2», не ниже», - рассказывает г-н Бурый и напоминает, что эта мера со временем ужесточалась, и в итоге с 2014 года в Россию был вовсе запрещен импорт автомобилей класса ниже «Евро-5». Кроме того, по словам эколога, власти пытаются и центр города хоть как-то обезопасить, например, уже запрещен въезд в центр Москвы грузовых автомобилей с классом ниже «Евро-2», и еще ряд ограничительных мер вступит в силу в следующем году. «То есть тенденция к переходу на более экологичные ресурсы на лицо», - резюмирует эксперт.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.