Внимание, «черный ящик»

В Яванском море обнаружен второй бортовой самописец лайнера Airbus A320, который потерпел крушение более двух недель назад, 28 декабря. Если индонезийским водолазам удастся поднять «черный ящик» со дна, то в руках следствия окажутся не только записи телеметрии самолета, но и аудизапись разговоров членов экипажа.

Водолазы ВМС Индонезии в понедельник рано утром подняли на поверхность первый самописец, бортовую систему регистрации полетных данных. Самописец находился на глубине 32-33 метров, среди обломков крыла самолета, и это не позволило поднять его сразу — пришлось сначала разгрести завалы.

О том, что второй самописец находится недалеко от первого, было известно уже давно: руководители поисковой операции рассказали журналистам, что суда принимали сигналы от обоих «черных ящиков», результаты анализа позволили сделать вывод о том, что расстояние между маячками не должно превышать 20 метров. В итоге выяснилось, что второй «черный ящик» находится у основания самолета.

Изначально индонезийские власти предполагали, что поиски бортовых самописцев будут трудными не только из-за того, что на дне их скрывает толстый слой ила, но и из-за непогоды на поверхности моря. Однако на практике водолазы не столкнулись с хоть сколько-нибудь сильными трудностями.

Самолет Airbus A320 компании AirAsia, напомним, вез на борту 155 человек и 7 членов экипажа, в основном летели граждане Индонезии. Лайнер должен был вылететь из аэропорта индонезийского Сурабая в Сингапур 28 декабря в 5:20 по местному времени, однако задержался на 15 минут.

После успешного взлета экипаж набрал высоту 9,8 км и направился в сторону Яванского моря — именно над ним, между островами Ява, Борнео (Калимантан) и Суматра, должен был проходить полет. В 6:12 по местному времени экипаж связался с диспетчером в Джакарте и попросил разрешение уклониться левее маршрута и подняться еще на 1,8 км для того, чтобы обойти грозовые облака. Диспетчер разрешил уйти влево, но не позволил подняться выше — на этой высоте находился другой самолет.

Последняя связь с экипажем была осуществлена в 6:16 по местному времени, через две минуты лайнер исчез с экранов радаров местной службы управления воздушным движением. Окончательно потеря связи была подтверждена в 6:24. Никаких сигналов бедствия с самолета не поступало. Анализ маршрута самолета и данных метеорологов показал, что самолет влетел в зону шторма за несколько минут до исчезновения.

Позже Министерство транспорта Индонезии признало, что компания AirAsia не имела права выполнять полеты в день, когда произошло крушение лайнера Airbus A320. Власти выдали разрешение на выполнение рейсов только по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам, а 28 декабря было воскресеньем. Также гнев министра транспорта вызвало то, что пилоты потерпевшего крушение самолета не прошли метеорологический брифинг перед вылетом — хотя эта процедура и является необязательной, так как вся информация о погоде по ходу полета пилотам итак доступна в режиме реального времени.

До того, как специалисты расшифруют бортовые самописцы, говорить что-либо о причинах крушения самолета рано. Известно, что упавший Airbus A320-216 является достаточно новым самолетом — свой первый полет он совершил 25 сентября 2008 года и сразу поступил в распоряжение компании Indonesia AirAsia. Общее время полета самолета — 23 тысячи часов и 13,6 тысяч циклов «взлет-посадка», по авиационным меркам это совсем немного.

Индонезия задействовала для поисков свои ВМС и ВВС, также были привлечены силы других государств, которые находились в регионе, в том числе Сингапура, Малайзии и Австралии. На пике к поискам были привлечены 5 самолетов, 9 вертолетов и 26 кораблей, в том числе 2 танкера.

Поискам помогли рыбаки, которые занимаются своим промыслом в Яванском море. Они сообщили властям о том, что видели в определенном районе моря мусор, который был похож на обломки самолета и, вдобавок, был раскрашен в цвета компании AirAsia. Первые обломки — дверь самолета и некоторые другие части, были найдены 30 декабря примерно в 10 километрах от того места, где радары засекли лайнер в последний раз.

Хвост самолета, в котором и располагаются бортовые самописцы, был обнаружен 7 января. Через два дня он был поднят на поверхность, но «черных ящиков» в нем не оказалось, так что поиски были продолжены. В итоге самописцы были найдены только сейчас — 12 января.

За время поисков были найдены 48 тел погибших, из них 28 удалось идентифицировать.

Стоит отметить, что 2014 год стал крайне неудачным для гражданской авиации Юго-восточной Азии. 8 марта исчез самолет Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines, который следовал из Куала-Лумпура в Пекин. На борту находились 239 человек. Этот самолет до сих пор не найден. Согласно расчетам, самолет мог оказаться практически где угодно от Узбекистана до полярных районов Индийского океана.

17 июля над территорией Украины был сбит Boeing 777 той же авиакомпании Malaysia Airlines. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа, летевших из Амстердама в Куала-Лумпур. О том, кто виноват в трагедии до сих пор ведутся споры — лайнер был сбит над территорией, которая контролировалась сепаратистами, однако сами они обвиняют во всем силы центрального правительства.