Космическая госкорпорация

Президент Владимир Путин согласился объединить Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК) в единую государственную корпорацию. Вариант с созданием такой структуры рассматривался еще в 2012 году, но тогда по настоянию премьера Дмитрия Медведева был отложен.

Вчера же Медведев на встрече с президентом сам предложил провести новую реформу Роскосмоса. «Опыт показывает, что проблемы в космической отрасли более серьезные, более сложные и для их решения необходимо концентрировать усилия государства несколько иначе», — заявил он и предложил объединить Роскосмос и ОРКК в единую госкорпорацию.

Как пояснил премьер, «централизация управленческих и хозяйственных функций доказала свою эффективность». Главой новой структуры Медведев предложил назначить гендиректора ОРКК Игоря Комарова.

Владимир Путин все предложения поддержал. «Мне кажется, что это правильное предложение, имею в виду, что это не просто отдельное предприятие и даже не отдельное направление промышленности. Ракетно-космическая отрасль интегрирует в себе огромное количество направлений и в науке, и в производстве», - приводит слова главы государства ТАСС. Путин добавил, что новая корпорация будет аналогична госкорпорации «Росатом».

Нынешний глава Роскосмоса Олег Остапенко от занимаемой должности был освобожден вчера же, а уже вечером Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении Комарова. «Думаю, что до конца месяца мы внесем в правительство проект закона о госкорпорации и планы по ее созданию», - заявил, в свою очередь, Комаров. Получить комментарий Олега Остапенко СМИ не удалось - 21 января он находился с рабочим визитом в Санкт-Петербурге.

Ранее Медведев отметил, что Остапенко найдется работа в отрасли. «С учетом того, что он человек опытный, возможно было бы поручить ему, например, возглавить совет директоров одной из холдинговых компаний, который войдут в Роскосмос», - предложил премьер. Игорь Комаров в ответ заверил Медведева, что он обязательно переговорит с Олегом Остапенко и сделает ему предложение, которое позволит использовать его опыт в отрасли.

Как рассказали источник «Коммерсанта» в ОРКК, проблем с процессом объединения быть не должно -  варианты создания госкорпорации обсуждались руководством на внутренних совещаниях уже несколько раз. Источник отметил, что создаваться госкорпорация будет путем упразднения космического агентства и расширения полномочий ОРКК.

Так как у новой структуры будет форма госкорпорации, в Госдуму надо будет внести отдельный закон о ее создании. Однако пока нет ясности, будет ли эта госкорпорация такой же, как «Росатом», то есть получать средства напрямую из бюджета, или же, как «Ростех», получать их через Министерство промышленности и торговли, отмечают СМИ.

Еще в 2012 году руководивший тогда Роскосмосом Владимир Поповкин предлагал реструктурировать управление отраслью по прообразу «Росатома», дав госкорпорации функции главного распорядителя бюджетных средств и подчинив ей все предприятия промышленности. Тогда даже был разработан проект, предусматривавший создание в предлагаемой госкорпорации 17 профильных департаментов (вместо существовавших в агентстве управлений) и разделение промышленности по восьми холдингам (двигателестроение, производство космических аппаратов, разработка ракет и так далее).

Спустя год Поповкину, несмотря на сопротивление экспертов «Открытого правительства» и чиновников Минэкономики, удалось убедить Владимира Путина именно в таком варианте реформы, однако в процесс вмешался Дмитрий Медведев.

11 июня 2013 года, несмотря на поддержку большинства правительственных чиновников, премьер высказался против варианта Поповкина, в итоге планы по созданию госкорпорации были отложены.

Как отмечает издание, новая реформа начинается в тот момент, когда предыдущая, стартовавшая 2 декабря 2013 года, еще даже не приблизилась к завершению. Именно тогда президент подписал указ о создании ОРКК. Планировалось, что в течение двух лет в составе корпорации окажутся 56 предприятий промышленности, а у Роскосмоса как агентства останутся функции заказчика и координатора политики в космической сфере.

Однако процесс реформирования сопровождали конфликты руководителей двух структур по самому широкому спектру вопросов. Например, Роскосмос хотел принимать участие в процессе выбора и согласования директоров отраслевых предприятий, подконтрольных ОРКК. Корпорация, в свою очередь, требовала, и добилась, права прямого управления ФГУПами, которые до подчинения ОРКК необходимо было акционировать.

По словам источника «Коммерсанта» в Роскосмосе, за минувший год ОРКК «так и не стала самостоятельной структурой, превратившись в искусственную прослойку между агентством и промышленностью». Он добавил, что «конфликт между Комаровым и Остапенко только нарастал, этот гордиев узел нужно было кому-то разрубить», при этом у Игоря Комарова, деятельность которого поддерживает гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, изначально позиции были сильнее.

Источник «Ведомостей» подтверждает, что скрытой причиной внешне неожиданного решения об объединении ОРКК и Роскосмоса стал непубличный конфликт между Комаровым и Остапенко — они так и не поделили полномочия в отрасли, а победил в конфликте Комаров.

При этом эксперты отмечают, что Остапенко был сторонником амбициозных космических программ, например, создания сверхтяжелой ракеты-носителя, необходимой для экспедиций в дальний космос, национальной пилотируемой космической станции и ряда других дорогостоящих проектов. Теперь, скорее всего, многие из этих проектов будут перенесены в будущее.

С этим, в частности, согласен директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, сложившаяся кризисная экономическая ситуация и необходимость в изменившейся для России международной обстановке сосредоточиться на укреплении обороноспособности приведет к тому, что многие амбициозные космические проекты действительно могут быть отложены.

Как ожидается, об основных положениях новой реформы Комаров расскажет уже сегодня, 22 января, на совещании в офисе Роскосмоса, которое проведет вице-премьер Дмитрий Рогозин.

25 февраля 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ «О структуре управления космической деятельностью в стране», создав Российское космическое агентство (РКА). В ведение РКА поступили организации космического профиля, в том числе ряд предприятий военного назначения. Указом президента от 25 мая 1999 года РКА было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). Новому ведомству были переданы, в частности, 350 предприятий авиационной отрасли, которые до этого находились в ведении Минэкономики.

9 марта 2004 года в ходе правительственной реформы Росавиакосмос был переведен в структуру Министерства промышленности и энергетики и переименован в Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Авиационную промышленность передали в Федеральное агентство промышленности. В функции Роскосмоса вошли запуск космических аппаратов военного и гражданского назначения, лицензирование космической деятельности, организация международного сотрудничества, отбор и подготовка космонавтов. Он также занимался эксплуатацией космодрома Байконур, строительством космодрома Восточный в Амурской области и реализацией программы ГЛОНАСС.

ОРКК была зарегистрирована 5 марта 2014 года, ее руководителем был назначен замглавы Роскосмоса Игорь Комаров. Корпорация отвечает за разработку, создание, испытания, техническое обслуживание и утилизацию военной техники, ракетных двигателей и их комплектующих. Кроме того, новая структура взяла на себя ответственность за создание и запуск космических аппаратов, пилотируемых и беспилотных кораблей, орбитальных и межпланетных станций.