29 марта 2024, пятница, 18:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Смягчение в конце тоннеля

Правительство обсуждает социально-экономическую повестку
Правительство обсуждает социально-экономическую повестку

Валютно-финансовая ситуация в российской экономике последние полгода складывалась под влиянием двух основных факторов – невозможностью рефинансировать внешние долговые обязательства из-за санкций, введенных США и ЕС, и непрерывное падение цены на нефть.

Поскольку эти два события происходили и происходят практически одновременно, не могло не сложиться впечатления, что они являются скоординированными действиями, направленными против российской экономики (так, например сочла заметная доля читателей «Полит.ру», принимавших участие в опросе о природе падения цен на нефть). Но вне зависимости от степени иллюзорности этого представления, удар, который они нанесли по российскому хозяйству, был очень мощным – гораздо мощнее, чем если бы финансовые санкции и падение цен на нефть были бы разведены по времени.

Несмотря на всю сложность ситуации, хозяйственным агентам России удается осуществлять погашение валютного долга за счет текущей экспортной выручки (несмотря на ее постоянное снижение) и накопленных ранее валютных резервов – как собственных, так и полученных от монетарных органов власти. Поэтому, как ни удивительно, пока никаких дефолтов по своим валютным долгам российские заемщики не объявляли, хотя некоторые иностранные кредиторы этого опасались.

Следствием подобного рода политики «жесткого исполнения обязательств» стала сильная девальвация национальной валюты. Поскольку теперь большая часть поступающей в страну экспортной валютной выручки используется на погашение задолженности, то приходится сокращать импорт товаров и услуг; а это возможно только после резкого повышения их стоимости, которое и достигается девальвацией.

Разумеется, резкое удорожание импортных товаров дало свой эффект на внутреннем товарном рынке, так как цены на товары-аналоги и товары-заместители российского производства (и стран, не попавших под российские контрсанкции)тут же стали расти, отражая возникший дефицит и желание товаропроизводителей на этом дефиците заработать.

Хотя рост цен на импортные товары был самым неприятным эффектом девальвации, по-другому выдавить с российского рынка иностранных конкурентов было бы практически невозможно. То есть, хотя это и получилось во многом случайно, погашение внешнего долга привело к частичной очистке внутреннего рынка от иностранных товаров и расширению возможностей для сбыта продукции российских компаний.

Теперь вопрос заключается только в том, сумеет ли отечественный производитель занять чужие ниши или так и останется на ранее достигнутых позициях. Этот вопрос можно ставить уже сейчас, потому что после окончания первого квартала 2015 года валютно-финансовая ситуация в России должна сильно измениться: эффект погашения внешнего долга сильно ослабнет и его влияние на валютный курс рубля будет уже не таким сильным.

Так, судя по графику погашения внешнего долга, за июль-декабрь 2014 года российские заемщики должны были выплатить $106 млрд. основного долга и $15 млрд. процентов. В первом квартале 2015 года платежи по погашению долгов сокращаются до $38 млрд. ($32 млрд. + $6 млрд.), во втором квартале они снизятся до $28 млрд. ($22 млрд. + $6 млрд.), в третьем – до $24 млрд. ($18 млрд. + $6 млрд.), и только в четвертом квартале поднимутся до $34 млрд. ($28 млрд. + $6 млрд.).

Таким образом, после прохождения пика платежей в декабре 2014 года и относительно высоких погашений в первом квартале 2015 года платежи по обслуживанию внешних долговых обязательств резко снижаются и уже перестают оказывать дестабилизирующее влияние на российский валютный и товарный рынок. На него теперь будет оказывать влияние только один фактор – цены на углеводороды.

Вопрос о конкурентоспособности российского производителя вызывается не только предстоящим сокращением долговой нагрузки и, соответственно, высвобождением достаточно больших ресурсов валюты, которые могут быть использованы для расширения оплаты импортных товаров. Возможности российского производителя расширить производство и занять чужие рыночные ниши серьезно ограничиваются сверхвысокими процентными ставками, которые резко сужают круг заемщиков. Поэтому получается парадоксальная ситуация – реальный сектор имеет возможность нарастить выпуск продукции, но для этого ему нужны кредиты от банков, в нужном для этого объеме ему недоступные.

В результате сейчас компании производственного сектора решают вопрос с привлечением финансирования за счет роста цен на свою продукцию, а, поскольку емкость внутреннего рынка при постоянно росте цен небезгранична, они все больше и больше делают это за счет расширения экспорта. Нам уже приходилось писать, что резкая девальвация рубля делает экспорт любых товаров (а не только углеводородов) очень выгодной, поэтому их производители будут стараться направлять все большую часть своей продукции иностранным покупателям, сокращая поставки на внутренний рынок.

Хорошо понятно, что проводить подобную политику получится далеко не у всех, но на ситуацию на внутреннем товарном рынке и на ситуацию с дополнительными источниками финансирования она повлияет обязательно. Но если после прохождения пика платежей в феврале-марте спрос на иностранную валюту снизится и произойдет относительная ревальвация рубля, получать сверхприбыль от экспорта будет уже не так легко, как это можно делать сейчас. И тогда, хочешь - не хочешь, Центральному банку придется снижать процентные ставки, иначе ни о какой конкуренции с импортом говорить не придется.

Таким образом, в самое ближайшее время кредитно-денежная и валютно-финансовая политика должны серьезно поменяться, так как внешние условия функционирования российской экономики должны существенно смягчится (если нас не накроет новая волна санкций). И этому внешнему смягчению должно обязательно соответствовать внутреннее.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.