18 апреля 2024, четверг, 19:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

60 шагов к стабильности

Дом правительства Российской Федерации (интерьер)
Дом правительства Российской Федерации (интерьер)

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил антикризисный план правительства. От всех первоначальных вариантов документ отличается разительно: вместо утверждения консервативной бюджетной политики или решения о государственном стимулировании экономики правительство приняло пакет первоочередных мер.

За время многочисленных межведомственных согласований документ даже изменил свое название. Вместо «Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» глава правительства подписал «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». Изменение заголовка, в принципе, отражает то, что отличает итоговый вариант документа от многочисленных промежуточных вариантов, которые появлялись чуть ли не каждый день.

В результате выполнения антикризисного плана, который состоит из 60 пунктов, правительство надеется запустить структурные изменения в российской экономике, которые должны уже через два года привести к устойчивому росту ВВП и сбалансированности бюджета.

Подписанный Медведевым план будет действовать только в I квартале 2015 года: к марту Минэкономразвития должно подготовить новый макропрогноз, на основе которого все заинтересованные ведомства должны будут согласовать новую программу действий, на этот раз более глобальную.

Расходов в антикризисном плане предусмотрено относительно немного, во всяком случае по сравнению с обсуждаемыми вариантами. По информации «Коммерсанта», на этом настоял министр финансов Антон Силуанов, он не хотел, чтобы расходы превышали размер антикризисного резерва правительства на 2015 год.

В антикризисном плане утверждены не примерные расходы по каждому из направлений, а максимально допустимые размеры ассигнований — таким образом, сколько конкретно будет выделено средств, правительство решит по обстоятельствам. Минфину поручено до 29 января определить расходы на I квартал.

Сколько Белый дом сможет потратить на будущие антикризисные меры, будет ясно не раньше февраля. Впрочем, источник поступления средств понятен уже сейчас: в плане прописаны «оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств». Уже в ближайшее время правительство внесет в Госдуму поправки в бюджет, которые предусматривают «сокращение большинства категорий расходов на 10%».

Наоборот, дополнительное финансирование будет привлечено для обеспечения социальных обязательств, останутся неприкосновенны расходы на оборону и сельское хозяйство.

Инвестиционные ресурсы бюджета, обещают в правительстве, будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, «в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности».

Больше всего денег в рамках антикризисного получит банковский сектор — на докапитализацию системно-значимых банков уже потрачен триллион рублей, еще 250 млрд может быть выделено за счет ФНБ. На предоставление госгарантий по кредитам и займам, привлекаемым крупными компаниями, уйдет до 20 млрд рублей, на индексацию с 1 февраля страховых пенсий будет потрачено 188 млрд, на борьбу с безработицей правительство планирует дать до 52,2 млрд, а на поддержку сельского хозяйства — до 50 млрд.

Принятый правительством антикризисный план по факту является компромиссом между сторонниками государственного стимулирования развития экономики и консервативной бюджетной политики.

С одной стороны, в принятом документе прописываются меры сокращения расходов бюджета, однако в реальности все зависит от того, сумеет ли Минфин добиться значительного сокращения госпрограмм, или ведомства, которые их курируют, окажутся сильнее в аппаратной борьбе. Никаких других источников финансирования антикризисных мер, кроме бюджетной экономии, в плане практически не предусмотрено.

С другой стороны, в антикризисном плане практически не прописаны меры по стимулированию развития малого и среднего бизнеса, сторонником которых выступает министр экономического развития Алексей Улюкаев. Изначально, напомним, Минэкономики предлагало снизить налоги, дебюрократизировать многие стороны жизни малого бизнеса и вообще максимально дерегулировать эту сферу жизни российской экономики.

В документе есть глава «снижение издержек бизнеса», но в ней нет теперь ни революционного предложение президентским указом запретить вводить новые правовые акты, увеличивающие издержки бизнеса, ни многих других идей Минэкономики. В главе прописано право регионов снижать многие налоги на малый бизнес, а также перенос вступления в силу требований ФСБ и Минтранса по безопасности транспортных объектов. Зато появился пункт о снижение избыточного антимонопольного контроля, в том числе за счет сокращения количества оснований, по которым ФАС может проводить внеплановые проверки малого бизнеса.

В любом случае, как и положено большому и важному документу, с подписи премьер-министра под ним все только начинается: в предстоящие месяцы и, возможно, годы, России предстоит все нарастающая аппаратная борьба за бюджетные миллиарды.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.