29 марта 2024, пятница, 17:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 февраля 2015, 09:18

Наутро. 2 февраля

Рейтинговое агентство Moody’s
Рейтинговое агентство Moody’s
Фото: dinero.com
 

В понедельник, 2 февраля, китайское рейтинговое агентство Dagong сохранило кредитный рейтинг России на уровне «А» как в национальной, так и в иностранной валюте. Прогноз также дается стабильный. Как отмечается в соответствующем пресс-релизе, на российскую экономику действительно негативно влияют неблагоприятные внешние факторы. Однако даже при таком воздействии уровень валютных резервов позволяет сохранять сравнительно небольшой разрыв между ресурсами по выполнению долговых обязательств России и возможностью производить материальные.

Напомним, что не так давно, на прошлой неделе, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s, наоборот, понизило суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации в иностранной валюте с инвестиционного уровня «ВВВ-» до спекулятивного или, как его еще называют, «мусорного» уровня, сделав при этом негативный прогноз. По мнению экспертов, эта оценка S&P стала излишне пессимистичной, так как Россия обладает достаточными золотовалютными резервами, политика ЦБ понятна, а в стране нет ограничений на движение капиталов и торговлю валютой. Теперь же S&P расценивает любые сделки с долгами российской экономики как спекулятивные, так как они  предполагают высокую прибыль при столь же высоких рисках.

При этом стоит отметить, что именно сейчас Министерство юстиции США занимается выяснением отношений с рейтинговыми агентствами. В частности, как передает The Wall Street Journal, ссылаясь на собственные информированные источники, ведомство проводит расследование в отношении агентства Moody’s, которое, по некоторым мнениям, в 2004-2007 годах присваивало излишне оптимистичные рейтинги ряду ипотечных сделок, что в разы увеличивало риски инвесторов. К тому же сейчас ведомство так же занимается урегулированием аналогичного вопроса со S&P, при этом присвоение недостоверных рейтингов может обойтись агентству более чем в 1,3 миллиарда долларов.

Однозначно ответить  на вопрос о том, какой же рейтинг больше соответствует действительности, нельзя, так как каждая из сторон имеет свои интересы и отталкивается от собственных представлений и стандартов. По мнению содиректора аналитического отдела аналитического агентства «Инвесткафе» Григория Бирга, вслед за S&P на снижение рейтинга России до «мусорного» могут пойти Fitch и Moody’s. В таком случае можно ожидать малоприятные последствия: «Снижение суверенного рейтинга страны с инвестиционного до спекулятивного окажет существенное давление прежде всего на рынок облигаций. Многие фонды просто не смогут, исходя из своих правил, держать в портфеле бумаги спекулятивного уровня. Однако крайне негативна эта новость и для рынка акций. Так как оценка российских компаний не может быть выше суверенной, за снижением рейтинга РФ последует и снижение корпоративного кредитного рейтинга ряда крупнейших компаний, имевших рейтинг на уровне государственного. Это, в свою очередь, ограничит им доступ к рынкам заемного капитала, если, конечно, ранее это не сделал ввод санкций», — предполагает Бирг.

Однако несмотря на риски, у России все же достаточно ресурсов для стабилизации ситуации: «В ряде случаев, где есть соответствующий ковенант, снижение рейтинга может привести к необходимости заемщиков погасить долги досрочно. Это же может коснуться и российских регионов, которым придется еще больше рассчитывать на поддержку из федеральной казны. В то же самое время, золотовалютные резервы страны все еще достаточны велики, а соотношение долга к ВВП – низкое. Поэтому дефолта ожидать не стоит, однако, учитывая сложную экономическую ситуацию, риск дефолта определенно вырос, хоть и остается незначительным», — считает аналитик «Инвесткафе».

«Что касается политической стороны вопроса, то международные, прежде всего западные рейтинговые агенства, неоднократно упрекали в политизированности решений, в то время как в их работе было выявлено наличие конфликтов интересов. Более высокий рейтинг России у восточных рейтинговых агентств будет способствовать российским компаниям в привлечении финансирования в АТР в условиях действия санкций и снижения суверенного рейтинга РФ», — говорит эксперт.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Валерий Абрамов считает, что необходимо различать уровень разных рейтинговых агентств: «Я бы хотел отметить, что в числе ведущих международных рейтинговых агентств при оценке инвестиционного климата стран, в том числе и России, ведущую роль все же играют признанные международные агентства. Это Fitch, Standard & Poor’s, и к числу таких агентств китайское рейтинговое агентство не относится», — отмечает эксперт. По его словам, основная идея международных рейтинговых агентств заключается в том, что они дают объективную (насколько это возможно) информацию об инвестиционном климате той или иной страны и о тех рисках, которые сопровождают инвесторов с точки зрения невозврата кредитов.

«Поэтому надо иметь в виду, что последние рейтинги России от S&P связаны, прежде всего, с введенными санкциями против российской экономики и невозможностью внешних заимствований. Отсюда и рейтинг близкий к «мусорному». Сейчас, с точки зрения китайских инвесторов, ситуация может рассматриваться несколько иначе: с рынка уходят инвесторы из ведущих зарубежных стран, прежде всего, из числа стран-участниц Европейского Союза, а также США. Благодаря этому открываются новые возможности с точки зрения инвестирования для бизнеса Китайской Народной Республики. Поэтому эти рейтинги могут быть более оптимистичными», — считает Валерий Абрамов.

По его мнению, рейтинг, выставленный агентством Dagong, легко можно объяснить: «Здесь могут накладываться несколько обстоятельств: во-первых, более выгодная ситуация в соотношении рубля и юаня, во-вторых, увеличивающееся торгово-экономическое сотрудничество, ну и принятое на правительственном уровне решение о том, что расчеты между Китаем и Россией будут вестись в национальных валютах. Отсюда и разница в оценке китайского рейтинга, как более оптимистичного»,— объясняет Абрамов.

По мнению эксперта, сейчас существует определенный потенциал для укрепления российско-китайских отношений. В частности, он заключается в проекте, который предполагает предоставление Китаю кредита в размере 50 миллиардов долларов на освоение нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и строительство нефтепровода для поставки нефти в Китай. «Однако несмотря на то, что Китай достаточно активно после крымских событий заявил о совместном сотрудничестве в этой сфере, пока китайцы не спешат выполнять свои обязательства», — говорит Абрамов. При этом, по его словам, Китай нашел основания для снижения цены на российскую нефть, в частности, они заключаются в том, что длина прокачки нефтепровода значительно меньше, чем по имеющимся нефтепроводам в Европу, в связи с чем цена нефти, экспортируемой в Китай, должна быть снижена. 

«Потенциал есть, но пока должен быть обеспечен внешний торговый баланс между странами. Нужно не только импортировать различные продукты из Китая, но и что-то для платежного баланса необходимо поставлять в КНР. Поэтому все будет зависеть от того, как этот вопрос будет сбалансирован»,— предполагает профессор РАНХиГС.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Валерий Абрамов считает, что необходимо различать уровень разных рейтинговых агентств: «Я бы хотел отметить, что в числе ведущих международных рейтинговых агентств при оценке инвестиционного климата стран, в том числе и России, ведущую роль все же играют признанные международные агентства. Это Fitch, Standard & Poor’s, Moody’s, и к числу таких агентств китайское рейтинговое агентство не относится», — говорит эксперт. По его словам, основная идея международных рейтинговых агентств заключается в том, что они дают объективную (насколько это возможно) информацию об инвестиционном климате той или иной страны и о тех рисках, которые сопровождают инвесторов с точки зрения невозврата кредитов.

«Поэтому надо иметь в виду, что последние рейтинги России от S&P связаны, прежде всего, с введенными санкциями против российской экономики,   невозможностью внешних заимствований, исчерпания по истечению 1.2-2 лет золотовалютных резервов.  Отсюда и рейтинг близкий к «мусорному». Сейчас, с точки зрения китайских инвесторов, ситуация может рассматриваться несколько иначе: с рынка уходят инвесторы из ведущих зарубежных стран, прежде всего, из числа стран-участниц Европейского Союза, а также США. Благодаря этому открываются новые возможности с точки зрения инвестирования для бизнеса Китайской Народной Республики, доля которого в иностранных инвестициях незначительна. Поэтому эти рейтинги могут быть более оптимистичными», — полагает Валерий Абрамов.

По его мнению, рейтинг, выставленный агентством Dagong, легко можно объяснить: «Здесь могут накладываться несколько обстоятельств: во-первых, более выгодная ситуация в соотношении рубля и юаня, во-вторых, увеличивающееся торгово-экономическое сотрудничество, ну и принятое на правительственном уровне решение о том, что расчеты между Китаем и Россией будут вестись в национальных валютах. Отсюда и разница в оценке китайского рейтинга, как более оптимистичного»,— объясняет Абрамов.

По мнению эксперта, сейчас существует определенный потенциал для укрепления российско-китайских отношений. В частности, он заключается в проекте, который предполагает предоставление Китаем  кредита российским компаниям в размере 50 миллиардов долларов на освоение нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и строительство нефтепровода для поставки нефти в Китай. «Однако несмотря на то, что Китай достаточно активно после крымских событий заявил о совместном сотрудничестве в этой сфере, пока китайцы не спешат выполнять свои обязательства», — говорит Абрамов. При этом, по его словам, Китай нашел основания для снижения цены на российскую нефть, в частности, они заключаются в том, что длина прокачки нефтепровода значительно меньше, чем по имеющимся нефтепроводам в Европу, в связи с чем цена нефти, экспортируемой в Китай, должна быть снижена.

«Инвестиционный потенциал  и возможности есть, но для его развития должен быть обеспечен сбалансированный  внешнеторговый  торговый баланс между странами. Нужно не только импортировать различные продукты из Китая, но и что-то для платежного баланса необходимо поставлять в КНР. Поэтому все будет зависеть от того, как этот вопрос будет сбалансирован»,— предполагает профессор РАНХиГС.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.