Нужно ли сокращать бюджет

Считается, что снижение цен на нефть и газ поставило российский государственный бюджет в непростую ситуацию, поскольку достаточно большой процент доходов он получал от обложения экспорта углеводородов. Кроме того, из-за снижения цен должна, по идее, снизиться прибыль экспортеров углеводородов, что тоже сократит налоговые доходы бюджета.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Правительство России и Министерство финансов лихорадочно ищут статьи расходов, которые можно сократить, чтобы даже в такой непростой ситуации свести бюджет без дефицита.

Существует два основных традиционных способа снижения расходов бюджета в кризисной ситуации. Первый способ называется секвестром (это слово стало хорошо известно у нас в стране еще в середине 90-х годов), когда все расходные статьи снижаются на одну и ту же величину. Второй способ предполагает дифференцированный подход, когда одни статьи расходов снижаются очень сильно, другие – не очень, а третьи (их еще называют защищенными) – вообще не снижаются.

Именно последним способом наш Минфин и собирается снижать бюджетные расходы, перебирая одну статью за другой и выясняя, как это снижение отразится на российской экономике вообще и на отдельных бюджетополучателях в частности. Дело это не простое, так как расходных статей слишком много, а многие из них сильно раздуты, но вот проверить их все за короткое время просто невозможно.

Правда, самые крупные статьи расходов сокращению все равно подвергаться не будут. Это «священные коровы» российского бюджета – расходы на вооружения и социалку – в основном, трансферт Пенсионному фонду.

Что касается остального, то Минфин уже в частности готовится сократить расходы по статье «развитие внутреннего и въездного туризма» - туризм может спокойно подождать еще несколько лет, а уже потом будет видно, развивать его или нет. К слову, из-за сильной девальвации рубля спрос на туристические услуги внутри России как раз сильно повысился. С одной стороны, достаточно значительной части российских граждан поездки за рубеж стали не по карману и они переключились на внутренние места отдыха. С другой стороны, вырос спрос на поездки в Россию со стороны иностранцев, так как из-за той же девальвации российские цены оказываются гораздо ниже европейских, что сделало поездки в Россию выгодным времяпрепровождением.

В качестве подтверждения этого соображения мы можем привести оперативные данные по Санкт-Петербургу, из которых следует, что на новогодние каникулы выездной туризм сократился в два раза по сравнению с прошлым годом, а вот въездной, наоборот, увеличился на 10%-15%.

Однако, несмотря на весь шум, поднятый вокруг предстоящего падения доходов государственного бюджета и необходимости сокращения расходов, остается сильное сомнение, что доходы снизятся так уж сильно – в рублевом исчислении, разумеется. Дело в том, что основным источником поступлений в бюджет от обложения углеводородов до последнего времени являлась экспортная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты, а с 2015 года, после проведения «налогового маневра», - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Для нефтяной отрасли этот маневр, вполне вероятно, очень важен. Но вот для бюджета он большого значения не имеет, так как конструкция что одного, что другого налога приблизительно одинаковы, и устроены они таким образом, что колебания цен и валютного курса взаимно погашаются, поэтому налоговый доход остается практически постоянным.

Так, формула расчета НДПИ выглядит следующим образом. Базовая ставка налога (с 2015 года – это 766 руб./тонна, в 2014 году – 493 руб./т.), корректируется на цену нефти сорта Юралс и курс рубля по отношению к доллару. Поскольку, как правило, цена нефти на мировом рынке и курс доллара относительно рубля находятся в противофазе – при росте цены нефти курс доллара снижается, и наоборот – то даже если цена нефти сильно снизится, как это происходит сейчас, ее снижение будет компенсировано ростом курса доллара. Поэтому общий объем налога (в рублевом исчислении) останется без изменений.

Чтобы не быть голословным, мы приведем данные по ставкам НДПИ за прошедший год, когда цена нефти и курс доллара проделывали достаточно замысловатые кульбиты.

Месяцы 2013-14 годов

Базовая ставка, руб./т

Цена нефти сорта Юралс, $/бар.

Валютный курс, руб./$

Ставка налога с учетом корректировок, руб./т

декабрь

493

60,9

55,53

4815

ноябрь

493

78,32

45,91

5491

октябрь

493

86,35

40,77

5495

сентябрь

493

95,62

37,87

5768

август

493

100,78

36,11

5851

июль

493

105,15

34,64

5898

июнь

493

109,05

34,41

6113

май

493

107,71

34,93

6117

апрель

493

106,7

35,66

6177

март

493

106,76

36,21

6276

февраль

493

107,72

35,23

6169

январь

493

106,73

33,46

5798

декабрь

470

109,92

32,89

5623

 

Из этих данных хорошо видно, что, хотя цена нефти за год снизилась на 45%, фактическая ставка налога уменьшилась только на 15%. Для полноты картины мы можем сделать приблизительный расчет для января 2015 года с учетом того, что базисная ставка НДПИ теперь составляет 766 руб./тонна, цена нефти марки Brent колебался около $48/бар., а курс доллара к рублю – около 63 руб./$. В результате у нас получилась ставка налога в 6100 рублей за тонну, что ничуть не хуже показателей первой половины прошлого года, когда цена нефти была на достаточно высоком уровне.

Кроме этого, надо понимать, что у бюджета есть один прекрасный источник дохода, который позволяет затыкать дыры даже в самых тяжелых ситуациях – это прибыль Центрального банка. Можно себе только представить, какая будет прибыль у ЦБ РФ за 2014 год, с учетом всех доходов, как от процентов по кредитам, которыми он активно снабжал коммерческие банки, так и от операций на валютном рынке. Уж ее наверняка хватит на покрытие бюджетного дефицита, даже если все статьи расходов останутся без изменений.

Таким образом, можно предположить, что рассуждения о предстоящем падении доходов и необходимости сократить расходы являются своего рода дымовой завесой, под прикрытием которой можно провести давно лелеемые, но до сих пор трудно реализуемые бюджетные рестрикции. Впрочем, есть еще разного рода помощь компаниям и регионам в количествах, превышающих запланированную для нормальной ситуации. Для нее могут понадобиться дополнительные ресурсы, которые придется откуда-то высвобождать.

Но если остановить грядущие сокращения будет очень трудно, мы можем предложить Минфину ноу-хау, которое заключается в том, что сокращать лучше всего «виртуальные расходы». Это расходы на создание какого-то нового объекта, еще не существующего в природе, а не на поддержание уже существующих предприятий и организаций. В одном случае текущая экономическая ситуация сильно не пострадает, а вот в другом – может сильно ухудшиться, чего следует избегать всеми способами. Особенно в нашей непростой ситуации.