Новые тенденции в лечении онкозаболеваний

С 9 по 12 февраля в Канаде прошла конференция «Tumor Immunology: Multidisciplinary Science Driving Combination Therapy (J7)». Она была посвящена двум ключевым вопросам в разработке противоопухолевых лекарственных препаратов: онкоиммунология и терапевтические антитела. На конференции побывала проектный менеджер биомедицинского кластера Фонда «Сколково», кандидат медицинских наук Кристина Ходова, которая рассказала «Полит.ру» о том, почему происходит персонализации лечения онкобольных, где в России разрабатывают противоопухолевые вакцины и как «дрессировать» лимфоциты человека.

Какие на конференции прошли семинары, дискуссии, круглые столы?

Симпозиум объединил две крайне актуальные в биологии и медицине темы, сессии по которым проходили параллельно: «Иммунология опухолей» и «Терапевтические антитела». Обе эти темы обсуждались четыре полных рабочих дня, включая лекции и воркшопы, а вечером проходили постерные сессии, где была возможность пообщаться с авторами исследований, обсудить научные идеи и полученные ими результаты. Работая в области онкологии, я большую часть времени провела на сессиях, посвященных иммуноонкологии, а именно особенностям противоопухолевого иммунитета и возможностям изучения и влияния на него с помощью различных средств и подходов для диагностики и лечения.

Какая проблема в области онкологии названа наиболее острой сегодня?

Несмотря на многочисленные и часто прорывные успехи, до сих пор существует много «белых пятен» в противоопухолевой терапии. Иммуноонкология находится на стыке двух областей, поэтому нерешенных вопросов и перспектив для исследований и разработок бесчисленное множество. И в этом можно было легко убедиться в ходе симпозиума. Проблемы в лечении онкологических больных известны всем. И многие умы направлены сейчас на поиск принципиально новых решений, которые позволят сделать терапию наиболее эффективной и при этом безопасной и обеспечивающей достойное качество жизни пациентов. Не менее интересен поиск специфических маркеров, которые определяют чувствительность опухоли к определенной иммунотерапии и помогают наиболее эффективно назначать лечение. В конечном итоге, это переход к персонифицированной терапии, когда лечим не просто больного, а каждого больного индивидуально.

Кто из известных докторов, профессоров выступал на конференции?

В симпозиуме принимали участие ученые из ведущих университетов и онкологических центров, а также эксперты исследовательских подразделений крупных фармацевтических компаний Канады, США, стран Европы (прежде всего, Великобритании, Нидерландов, Германии и Швейцарии), Израиля, Тайваня и Китая. Из российских ученых мы встретили сотрудников института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, которые представляли результаты своих исследований в ходе одной из постерных сессий.

Какие появились новые технологии для лечения опухолей? Они уже выпущены на рынок?

Применение первого иммунотерапевтического антитела, позволяющего снять блок с иммунной системы, чтобы иммунные клетки могли атаковать опухоль, позволил увеличить выживаемость пациентов с меланомой на последних стадиях, известной как «царица опухолей», вдвое. И это, действительно, ­– прорыв, вдохнувший 5 лет назад новую жизнь в область иммуноонкологии. Последующие препараты схожего механизма действия продемонстрировали еще более впечатляющие результаты и на сегодняшний день уже доступны в ряде стран.

На конференции была представлена одна технология, которая, на мой взгляд, обладает очень высоким потенциалом изменить исходы лечения пациентов. Это технология клеточной инженерии, благодаря которой собственные клетки иммунной системы (лимфоциты) можно забрать и обучить правильно атаковать опухолевые клетки этого пациента после обратного введения в организм. Таким образом, мы помогаем собственной иммунной системе распознать и уничтожить опухоль. Уже первые введения измененных («химерных») лимфоцитов больным с лейкозом, устойчивым к другим видам лечения, показали поразительно высокую частоту полных ответов на этот вид терапии. В настоящее время данная технология проходит клинические исследования и, если в их ходе подтвердится безопасность и высокая эффективность, то быстрый выход на рынок будет обеспечен.

Какие появились новые вакцины, таблетки? Они уже прошли клинические испытания?

Новые лекарственные препараты появляются на рынке постоянно, несмотря на то, что по статистике лишь небольшая часть разработок успешно проходит через весь комплекс доклинических и клинических исследований. Например, в США за прошедший год было одобрено около 40 новых лекарственных препаратов, 10 из которых предназначены для противоопухолевой терапии (и, кстати, два - абсолютно новых иммунотерапевтических препарата, которые очень активно обсуждали на симпозиуме). Кроме того, достаточно обширны планы разработок биотехнологических и фармацевтических компаний во всем мире. Среди более 50 сколковских стартапов, работающих в области онкологии, подавляющее большинство занимается разработками лекарственных препаратов и вакцин, которые проходят все этапы исследований, являющиеся неотъемлемой частью пути выхода на рынок.

Какие новые тенденции в лечении были определены на конференции?

Помимо обучения клеток собственной иммунной системы,  сейчас активно исследуются возможности комбинированной терапии, например, иммунотерапии с таргетной или химиотерапией. Кроме того, ведутся обширные поиски новых мишеней для иммунотерапии, очередное развитие получили противоопухолевые вакцины.  И, конечно, основная тенденция, – персонализация лечения. Уже сегодня можно получить индивидуальный молекулярно-генетический профиль опухоли, который позволит подобрать наиболее подходящие препараты и составить эффективный план лечения. Ранее учили «лечить больного, а не болезнь», а теперь в онкологии мы уже вплотную подошли к еще более индивидуальной концепции на уровне каждой конкретной опухоли.

Какие есть в рамках этих тем разработки у резидентов Сколково?

Несколько компаний-резидентов Сколково занимаются разработками в области иммуноонкологии. Так, ООО «Селекта (РУС)» работает над созданием новой противоопухолевой вакцины для лечения онкологических заболеваний, ассоциированных с вирусом папилломы человека (например, рак шейки матки). Уникальность технологии состоит в платформе, позволяющей получать синтетические вакцины из наночастиц. Кстати, в 2014 году компания получила от Фонда Сколково грант на реализацию доклинического и раннего клинического этапов проекта.

Появились ли новые договоренности об обмене опытом между странами?

Безусловно, мы вернулись с большим количеством новых контактов и идей о сотрудничестве. Будем стараться реализовать наши планы.

Смогли ли участники конференции подвести итог – насколько сегодня мировая медицина способна бороться с онкологией?

Хотя онкологические заболевания продолжают занимать лидирующие позиции в структурах заболеваемости и смертности в большинстве стран, выживаемость больных неуклонно растет. И связано это, в первую очередь, с повышением уровня оказания медицинской помощи через появление новых технологий. Поэтому первоочередной задачей стоит поиск, разработка и поддержка инновационных технологических решений, которые приведут к созданию новых высокоэффективных и безопасных методов лечения онкологических больных.