НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Раздолбайство при попустительстве

Фото президента компании Total Кристофа де Маржери
Фото президента компании Total Кристофа де Маржери

Техническая комиссия установила предварительные причины крушения французского самолета Falcon 50 в аэропорту «Внуково», в результате которого погиб президент компании Total Кристоф де Маржери. Согласно отчету, события, которые привели к авиакатастрофе, начали развиваться еще до того, как 20 октября 2014 года единственный пассажир рейса, Кристоф де Маржери, поднялся на борт Falcon.

Пока экипаж в течение полутора часов дожидался главу Total, на дежурство на летное поле вышли три снегоуборочные машины, которые, как и положено, сопровождал на джипе начальник смены аэродромной службы Владимир Леденев, пишет «Коммерсантъ».

Согласно инструкциям, перед выездом на летное поле все уборщики должны были пройти медосмотр: врачи проверяют у них частоту пульса и артериальное давление. Однако данную процедуру в аэропорту отменили, так как проверка занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов, в итоге врач ограничилась только визуальным осмотром. Между тем, отмечает газета, возможно уже тогда как минимум двое из сотрудников аэродромной службы — Владимир Леденев и водитель одного из снегоуборщиков Владимир Мартыненко — были пьяны.

 
Владимир Леденев

Как установили эксперты, колонна из трех снегоуборщиков под руководством инженера вначале работала в штатном режиме, но около 18:30 у одной из машин погнулся нож ротора, и Владимир Леденев был вынужден сопровождать водителя на базу для ремонта. Вскоре у бригады возникли новые проблемы — под ротором еще одной машины оказались обломки аэродромного фонаря. В итоге инженеру пришлось вызывать к месту работ специалистов-электриков.

К 19:00 в районе так называемой центральной крестовины, где пересекаются взлетно-посадочные полосы аэропорта, началось интенсивное дорожное движение. Помимо двух снегоуборщиков и машины их сопровождения, там находились «Газель» электриков, тягач, доставивший Falcon на старт, и автомобиль строителей, прокладывавших кабель в районе посадочной полосы. Водители всех машин постоянно запрашивали у диспетчеров разрешения на пересечение одной из двух ВПП аэродрома.

 
Владимир Мартыненко

Последним был водитель «Газели» — электрики решили выяснить у строителей, не они ли сбили техникой фонарь. Между тем, вслед за их машиной неожиданно двинулся снегоуборщик Мартыненко. Как установили позже эксперты, опытный водитель «потерял ориентацию в пространстве». Издание предполагает, что нетрезвый Владимир Мартыненко, скорее всего, принял задние огни «Газели» за габариты снегоуборщика, за которым он должен был следовать согласно плану работ. Выехав на «крестовину» и осознав свою ошибку, водитель остановился, сдал назад и попытался развернуться... «Я полагал, что смогу найти и догнать своих, поскольку хорошо знаю аэропорт», — сказал позже на допросе Мартыненко

Издание отмечает, что инженер Леденев все это время даже не пытался найти потерявшийся снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру. На ситуацию среагировал лишь водитель джипа Алексей Киселев, который вез нетрезвого начальника. «Я услышал рев двигателей взлетающего самолета, остановил машину, сдал назад и тут же увидел огненную вспышку», — рассказал позже шофер.

 
Светлана Кривсун

Экипаж Falcon, получивший за несколько секунд до этого разрешение на взлет от диспетчера-стажера Светланы Кривсун, начал разгон по полосе. «Что за машина пересекает дорогу?» — успел спросить у коллеги один из пилотов, однако экипаж даже не попытался прекратить движение. Как отмечает газета, во-первых, пилоты уже прошли так называемую точку невозврата — скорость самолета была слишком высокой, а во-вторых, варианты действий летчиков в связи с неожиданным появлением на полосе дорожной техники не были прописаны в инструкциях компании Unijet, которой принадлежал Falcon. Их прописали уже после катастрофы.

В итоге Falcon зацепил верхнюю часть снегоуборщика правой стойкой шасси, перевернулся в воздухе и упал на летное поле. В результате сильного удара и начавшегося пожара трое членов экипажа и единственный пассажир бизнес-джета погибли.

 
Место крушения самолета Falcon 50

В первую очередь, вопросы у технической комиссии возникли к 24-летнему диспетчеру Светлане Кривсун, которая руководила взлетом Falcon 50. Девушка-стажер, для которой это была всего лишь вторая ночная смена, объяснила, что дала разрешение на взлет только после того, как осмотрела взлетно-посадочную полосу с вышки и проверила ее по индикатору обзора летного поля. «Препятствия отсутствовали, после чего я под руководством своего инструктора довела до экипажа воздушного судна команду "взлет разрешаю, полоса 06"», - рассказала она. По данным комиссии, препятствие в виде снегоуборщика на «крестовине» появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер действительно не могла, поскольку они происходили в слепой для нее зоне.

Впрочем, стажер все равно попала в число обвиняемых по уголовному делу – она обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Вместе с Кривсун обвинения были предъявлены ее наставнику Александру Круглову, руководителю полетов Роману Дунаеву, а также сотрудникам аэродромной службы Леденеву и Мартыненко. Следователи считают, что диспетчеры нарушили различные должностные инструкции, а также не проконтролировали действия практикантки, оказавшейся в сложной ситуации.

Издание обращает внимание и на тот факт, что обучением Кривсун вместо штатного специалиста занялся внештатный — диспетчер Александр Круглов, и с августа 2014 года девушка, по сути, успела пройти лишь курс теоретической подготовки. После этого руководитель полетов Дунаев пять раз давал ей практические задания по отработке действий на тренажере, однако все эти задания были идентичными, что свидетельствует о формальном подходе к ее обучению, отметили участники расследования. В кресле диспетчера на вышке Кривсун провела всего чуть более 17 часов.

Газета отмечает, что пока речь идет лишь о предварительных итогах расследования, которые, очевидно, лягут в основу окончательного отчета о причинах катастрофы Межгосударственного авиационного комитета. На выводы авиаэкспертов, в свою очередь, и будут ориентироваться сотрудники Следственного комитета при предъявлении окончательных обвинений по делу.

Отметим, что представитель СК Владимир Маркин сразу после трагедии заявил, что причиной авиакатастрофы стало «раздолбайство одного при попустительстве других».

Между тем, 26 февраля стало известно о том, что водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко проверят на детекторе лжи. Как рассказал «Интерфаксу» его адвокат Александр Карабанов, Мартыненко утверждает, что не употреблял алкоголь, и готов подтвердить это под полиграфом. Ранее Карабанов отмечал, что Мартыненко имеет хронические заболевания и вообще не употребляет спиртное. 

Как ранее сообщали СМИ, учитывая статус как де Маржери, так и самого аэропорта, использующегося первыми лицами государства, в России расследование авиакатастрофы было поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского борта №1 с президентом Лехом Качиньским.

Накануне генпрокурор России Юрий Чайка в ходе своего визита в Париж встретился с министром юстиции Франции Кристианой Тобира и передал французским коллегам материалы по делу о крушении Falcon 50. Данные были подготовлены российской Генпрокуратурой в ответ на два запроса о правовой помощи со стороны Франции.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.