24 августа 2019, суббота, 21:25

10 марта 2015, 16:48

Орегонский камень преткновения

University of Oregon

Археологи, работающие в окрестностях небольшого города Рили (Riley) на востоке штата Орегон, обнаружили каменное орудие – скребок из оранжевого агата. Находка была сделана под слоем пепла вулкана Сент-Хеленс, что позволило ее датировать. И возраст оказался неожиданным – около 15800 лет.

Дело в том, что в этот период проникновение людей из Азии в Северную Америку, как считается, было невозможным. Путь переселенцам преграждали Лаврентьевский и Кордильерский ледниковые щиты. Только не ранее 13000 лет назад в ледовой преграде открылся проход, так называемый «коридор Маккензи», но местность, по которой надо было идти, представляла собой арктическую пустыню, где вряд ли было возможно найти пропитание. Первая археологическая культура на материке – культура Кловис – возникла не ранее 11500 лет назад. Распространенная в археологии точка зрения на хронологию заселения Америки известна под названием «Clovis first». Тем не менее все чаще появляются свидетельства о более ранних поселениях. Но и среди них скребок из Орегона претендует на рекорд.

Бюро США по управлению земельными ресурсами и Полевая археологическая школа Орегонского университета проводят раскопки на данном участке с 2011 года. В 2012 году на глубине 2,74 метра обнаружили этот скребок. Он имеет заостренную зубчатую кромку, которая могла использоваться для обработки шкур или резьбы по дереву. На орудие найдены следы животного белка, принадлежащего, вероятно, вымершему виду бизона (Bison antiquus). Рядом найдены фрагменты зубов одного из видов верблюдов, вымершего примерно 13000 лет назад.

«Когда возраст вулканического пепла был определен, мы были ошеломлены, потому что этот каменный инструмент мог оказаться одним из старейших артефактов в Северной Америке. Учитывая обстоятельства находки и законы стратиграфии, этот объект должен быть старше пепла», - говорит руководитель раскопок Патрик О’Грейди из Орегонского университета. Теперь исследователи намерены выяснить, не могло ли орудие попасть под слой вулканического пепла позднее, в результате каких-либо естественных процессов, чтобы окончательно подтвердить или опровергнуть возраст находки. Для этого они продолжат работы следующим летом и проследят, как лежит внутри пласта песка и глины слой пепла. Если в этом слое не будет разрывов, это позволит удостоверить возраст скребка.

Орегонская находка вновь заставила задуматься о давно высказанной гипотезе, согласно которой первая волна заселения Северной Америки произошла раньше, чем открылся проход в ледниках. Предполагается, что люди могли двигаться вдоль побережья на лодках или пешком. Как пишет историк и фольклорист Ю. Е. Березкин в книге «Мифы заселяют Америку. Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый свет»: «Подобное путешествие носило местами напоминало бы следование вдоль берегов Антарктического полуострова. Трудности носили бы не только технический, но и психологический характер. Одно дело – отправляться по чьим-то следам, и совсем другое – идти в неизвестность. Вряд ли жившие в Берингии люди позднего палеолита обладали информацией о состоянии дел по ту сторону ледника». Но все больше археологических находок говорят о том, что нашлись смельчаки, проделавшие такое путь.

Высказывалась также гипотеза, что заселение могло происходить еще раньше, 20000 – 25000 тысяч лет назад, когда ледниковые щиты были пока невелики и на юг можно было пройти по тундре. Но никаких серьезных археологических подтверждений этого найти не удалось. Сейчас вероятной считается только гипотеза прибрежного маршрута.

Однако многие археологические артефакты, которые датируют докловисским временем, позднее оказываются моложе. Так было с бифасом (каменным орудием с двусторонней острой кромкой), орудиями из гальки и костями мастодонтов, найденными в начале 1980-х в Монте-Верде на юге Чили. Радиоуглеродный метод дал даты 14500 – 15000 лет назад, но связь орудий с органическим материалом, возраст которого определяли, недостоверно. Вероятно, каменные орудия попали в селевой поток и оказались вместе с более древними костями.

Находки у скального навеса Медоукрофт в Пенсильвании, сделанные в 70-х, первоначально датировались периодом между 13000 и 18000 лет назад. Но анализ пыльцы растений дал картину растительности, мало отличающуюся от современной. Поскольку в тот период стоянка должна была находиться всего в нескольких десятках километров от ледника, это кажется невероятным. Предполагают, что в образцы попал более «свежий» углерод и это стало причиной неточной даты. По последним оценкам, возраст стоянки в Медоукрофт не более 12000 лет.

Но есть свидетельства докловисского времени, которые выдерживают проверку. В 2008 году стало известно о находке в пещерах Пэйсли (Paisley Caves), в штате Орегон, около 700 копролитов (окаменевших экскрементов). Большая часть их была животного происхождения, но для шести образцов анализ ДНК показал, что они принадлежат людям. Возраст копролитов составляет 14300 лет.

В 2011 году археологи Техасского университета в комплексе Баттермилк Крик нашли более 15 тысяч палеолитических артефактов. Подавляющее большинство из них имеют размер менее сантиметра, это отщепы, возникшие в процессе изготовления каменных орудий. Но найдены и 56 крупных предметов: пять каменных ножей, 14 малых ножей (bladelets), 12 бифасов, предмет в виде диска, 25 орудия с острым краем и полированный гематит. На некоторых предматах обнаружились следы, говорившие об их использовании для обработки твержого материала: дерева, кости или рога. Возраст слоя, в котором они находились, был определен фотолюминесцентным методом. Выяснилось, что артефакты были созданы 14350 – 16170 лет назад. Профессор Майкл Уотерс, руководивший исследованием, и его коллеги рассказали об этом результате в журнале Science.

Существует еще ряд палеолитических находок, сделанных в основном в странах Латинской Америки, которые указывают на заселение континента 14000 – 15000 тысяч лет назад. Все эти находки обычно становились объектом жаркой полемики между археологами, сделавшими эти находки, и их оппонентами-скептиками. Однако постепенно количество данных переходит в качество и о палеолитическом населении Америки ранее 12000 лет назад сейчас говорят все увереннее.

Поддержку эти факты находят и в распределении фольклорно-мифологических мотивов. Речь в данном случае о распространенном сюжете, где герой ныряет на дно океана и достает оттуда землю, которая превращается в сушу. В роли такого ныряльщика выступают разные существа, например, у народов Сибири это часто водоплавающие птицы. Ю. Е. Березкин отметил, что архаичный вариант мифа, где ныряльщиком становится насекомое или рак, встречающийся в Южной Азии, обнаруживается также и у индейцев юго-востока США: чероки (жук-плавунец), шони, ючи, таксеги, читимача (креветка), алабама, коасати (рак). По предположению Ю. Е. Березкина, у индейцев юго-востока сохранился вариант мифа, принесенный в Америку первой волной поселенцев. А на север континента он попал позднее, не из Азии, а с юга, сменив при этом главного героя.

О реконструкции путей заселения Америки по данным антропологии, генетики, археологии и лингвистики можно также прочитать в нашем очерке «Пути первых американцев».

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi