Портрет сквозь века

12 марта в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» состоялась лекция «Штрихи к портретам исторических персоналий», которую прочитал заведующий Центром физической антропологии Институт этнологии и антропологии РАН Сергей Владимирович Васильев.

В 1950 году в отделе антропологии института, который тогда назывался Институтом этнографии АН СССР, Михаил Герасимов создал лабораторию пластической реконструкции лица по черепу, где продолжил развивать метод, основы которого он заложил еще в 1930-е годы. С 1970 года лабораторией руководила ученица Михаила Герасимова Галина Вячеславовна Лебединская (о ней можно прочитать в специальном очерке «Создатель облика далеких предков»). С 1996 года лабораторию возглавляла Татьяна Сергеевна Балуева. С 2012 года лаборатория стала подразделением Центра физической антропологии, а работы по реконструкции ведутся под началом Елизаветы Валентиновны Веселовской. За прошедшие 75 лет ученые лаборатории создали немало реконструкций лиц как знаменитых исторических деятелей, так и безымянных людей прошлых эпох. Лишь о нескольких интересных историях, связанных с восстановлением лиц по черепу, успел рассказать Сергей Васильев.

Одна из таких историй относится к Древнему Египту. Египетские древности давно вызывали особый интерес не только ученых, но и людей искусства. Поэтому неслучайно, что один из первых опытов в реконструкции лица был сделан на материале египетских мумий. Следует сказать, что хотя мумии сохраняют кожные покровы, для восстановления прижизненного облика необходимо учитывать истончение слоев кожи и лежащих на черепе мягких тканей, которое наступает из-за обезвоживания – это неизбежное следствие технологического процесса мумификации. В 1920-е году художник Винифред Брантон (Winifred Brunton) на основе лишь внешнего облика лиц мумий и сохранившихся скульптурных изображений создала серию портретов знаменитых египетских фараонов и их жен. Портреты работы Брантон стали всемирно известными и даже были использованы в нескольких художественных фильмах о Древнем Египте для гримирования актеров, исполнявших роли фараонов. Но научной основы у метода не было, часть искажений лица, возникавших при подготовке мумии, переносилась на портрет. Например, загнутый кончик носа, которым художница наградила Рамзеса II, появился у мумии лишь из-за того, что нос был прижат погребальными пеленами.

Позднее восстановление лица по черепу было поставлено на научную основу, метод был отработан в многочисленных опытах, поэтому нынешние реконструкции облика египетских фараонов мы можем считать куда более близкими к реальности. Чтобы получить доступ к черепу фараона, не разрушая мумию, ученые стали применять рентгеновскую съемку, а в последнее время – и магнитно-резонансную томографию. Среди зарубежных специалистов, сделавших немало реконструкций лиц исторических деятелей известен Ричард Нив (Richard Neave) из Манчестерского университета.

Рассказ Сергея Васильева был посвящен фараону, останки которого были найдены в гробнице TT55 в Долине Царей. Кто был хозяином этой гробницы, определить долгое время не могли. Роспись внутри гробницы была посвящена царице Тейе, матери Эхнатона. На подставке саркофага было написано имя самого Эхнатона, надпись в картуше на самом саркофаге, где должно было содержаться имя владельца, оказалось затертой. Крышка саркофага была повреждена, мумия истлела, но остался скелет. Его долго исследовали антропологи и, в конце концов, установили, что он принадлежит молодому мужчине 20 – 21 года. Вероятным кандидатом стал фараон Сменхкера (Сменхкара), сын Эхнатона, брат и предшественник на троне Тутанхамона.

Ученые лаборатории пластической реконструкции выполнили портрет по черепу, а также зафиксировали промеры черепа из гробницы Т55. Когда немного позднее по данным магнитно-резонанской томографии были определены аналогичные параметры Тутанхамона и была проведена реконструкция его лица, Тутанхамон и человек из гробницы Т55 оказались весьма похожи. Размеры черепа у них тоже, как выяснилось, были очень близки. Так что скелет из гробницы Т55 действительно мог принадлежать фараону Сменхкере. В недавних генетических исследованиях авторы пришли к выводу, что в гробнице лежит сам Эхнатон – отец Тутанхамона, так как обнаружилось совпадение в их ДНК. Однако, по словам Сергея Васильева, эти же совпадения ДНК могут объясняться и тем, что образцы принадлежат не отцу и сыну, а двум родным братьям.

Другая история, рассказанная Сергеем Васильевым, переносит нас на Русь XII века. В 1174 году в своей резиденции в Боголюбове, недалеко от Владимира, был убит заговорщиками князь Андрей Боголюбский. В дальнейшем он был канонизирован православной церковью, и останки его и сейчас хранятся в Успенском соборе города Владимира. В 1930-х годах Михаил Герасимов выполнил скульптурный портрет князя по черепу. Этот портрет стал широко известным, его репродукции можно увидеть во многих книгах по истории. Но, когда уже в XXI веке городские власти Владимира решили поставить в городе памятник Андрею Боголюбскому, их смутил довольно монголоидный облик князя. Они обратились в Центр физической антропологии с просьбой провести новую экспертизу, чтобы проверить и уточнить данные реконструкции Герасимова, и даже смогли добиться согласия владимирской епархии на исследование черепа Андрея Боголюбского.

Изучив череп князя, ученые пришли к выводу, что большая часть черт лица Андрея Боголюбского в реконструкции 1930-х годов соответствует тому, что можно восстановить и при современном подходе. А вот монголоидные черты, которые придал князю Михаил Герасимов, видимо, относятся как раз к тем 20 % интуиции, которые, по словам создателя метода, неизменно присутствуют в реконструкции лица по черепу. Герасимов исходил из того, что мать князя была половчанкой. Имя ее неизвестно, в летописях она упоминается как «Аепина дщерь», дочь половецкого хана Аепы Осеневича. В 1930-е годы считалось, что половцы несомненно были монголоидами, поэтому Михаил Герасимов и наделил Андрея Боголюбского монголоидными чертами (например, характерным разрезом глаз). С тех пор, после изучения многочисленных находок, стало ясно, что антропологически половцы были неоднородны и среди них были группы и монголоидного, и европеоидного облика. Так что и наличие монголоидных черт в облике Андрея Боголюбского не подтвердилось, и для памятника во Владимире был выбран скорректированный вариант реконструкции его лица.

Среди других работ физических антропологов Института антропологии и этнографии РАН, упомянутых Сергеем Васильевым, были реконструкции портретов великих княгинь и цариц, захороненных в Московском Кремле (в частности, двух жен Ивана III: Марии Тверской и Софьи Палеолог), идентификация останков семьи Николая II и даже создание портрета Атауальпы – правителя инков, череп которого хранится в Музее человека в Париже.