Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил объединить усилия регионов и комплексно подойти к проблеме нехватки кадров в ВПК. Решением может стать создание в стране специальных центров, подобных центру подготовки кадров для калужского автопрома.
В начале марта 2015 года зампредседателя правительства России Дмитрий Рогозин провел в Калуге совещание с представителями оборонных предприятий Центрального федерального округа. На встрече обсудили возможность производства мощностями оборонки гражданской продукции, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться этим предприятиям: нехватку современного оборудования, серьезное технологическое отставание, проблемы с получением кредитов на конструкторские и исследовательские работы.
Работа нужна масштабнейшая. Ее стратегическое значение для реализации главной задачи — компенсации нашей армии и флоту того невнимания, которое было оказано им после развала Советского Союза. Сейчас мы должны компенсировать эти потери полноценным и своевременным исполнением амбициозной программы вложения. К 2015 году необходимо обеспечить перевооружение российской армии на 30%, а к 2020 году — на 70%, – заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
Особое внимание уделили проблеме недостатка кадров. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил позаимствовать успешный опыт региона в части подготовки высококвалифицированных кадров для автопрома. Так, на территории Калужской области с 2008 года работает специальный центр, в котором не только готовят молодых специалистов, но и переобучают работников, ориентируясь на заказ местных предприятий. Губернатор Калужской области предложил открыть подобные центры в каждом регионе, где есть оборонные предприятия. При этом, как считает Артамонов, необходимо объединять усилия, так как самостоятельно ни регион, ни отдельно взятое предприятие с такой задачей не справятся.
Должна существовать система непрерывной подготовки кадров для предприятий ОПК. Здесь можно было бы посмотреть более внимательно имеющийся у нас опыт по обеспечению кадрами для вновь создаваемых в регионе автопредприятий. За три года нам удалось подготовить 10 тысяч специалистов для этой отрасли. И эти затраты окупились, – подчеркнул губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
Государственные оборонные заказы в Калужской области выполняют 22 предприятия, в том числе научные и научно-промышленные. Общая сумма контрактов составляет порядка 300 млн долларов. Все предприятия обеспечены госзаказом, и за 2013 год объем заказа вырос на 20%. Например, Калужский турбинный завод является крупнейшим в России производителем оборудования для энергетики: паровые турбины, турбогенераторы, энергоблоки. НПП «Технология» занимается разработкой и поставкой готовых изделий для авиационной, ракетно-космической, транспортной и других высокотехнологичных отраслей промышленности. Полпред президента в ЦФО Александр Беглов также предложил использовать мощности оборонно-промышленных предприятий для выпуска гражданской продукции высокого качества.
«Я считаю совершенно нормальной практикой диверсификацию направлений работы предприятий оборонно-промышленного комплекса в ЦФО. В том смысле, что нормально, если они будут выпускать и гражданскую продукцию. Дело в том, что оборонный заказ — это конкретные проекты, на реализацию которых уходит, допустим, три-четыре года. Но эти циклы не беспрерывны. Предприятия ОПК не всегда загружены работой. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы частично ориентировать их и на выпуск гражданской продукции. И в этом смысле опыт успешных гражданских предприятий, в данном случае калужский, важен и полезен предприятиям оборонно-промышленного комплекса», – заявил военный публицист SmartNews Владислав Шурыгин.
Анатолий Артамонов также предложил освободить предприятия оборонного сектора от социально-культурных объектов — детских садов, домов культуры, — заявив о готовности Калужского региона принять их на баланс. Эксперты, работающие в области персонала, считают, что только комплексный подход способен изменить положение дел.
«Сейчас молодые специалисты еще при обучении в вузе определяются, на какое предприятие они пойдут после его окончания. Бауманский институт готовит инженеров в основном для автомобильной отрасли, точнее, «под заказ». Чтобы ребята охотнее шли на оборонные заводы, там оборудование должно быть современное, технологии, отвечающие последним требованиям техники. В то время когда на иностранных заводах часть операций выполняет робот, наша оборонка продолжает все делать руками. Весомый аргумент — и уровень заработной платы, она часто не способна привлечь молодых людей. Ведь пока ты молодой, у тебя много амбиций, и ты горишь желанием их реализовывать. А при скромных доходах растет только неудовлетворение своей деятельностью. В итоге мы имеем, что основная масса работников того же турбинного завода — люди среднего и старшего поколения. Создание центров подготовки кадров для госпредприятий — это неплохая идея, но мотивацию работникам необходимо создавать заранее, поднимать престиж и социальную значимость оборонки, тогда уже и ребята задумаются. Ведь сейчас стало модно работать на Volvo, Peugeot, а работа на КЗТА, КАДВИ — непрестижна среди молодежи», – рассказала SmartNews HR-директор компании автокомпонентов Виктория Рыжкова.
«Если у менеджера есть успешный опыт управления, скажем, автомобильным заводом, то ему, возможно, удастся эффективно руководить и оборонным предприятием. За исключением каких-то специфических вопросов, касающихся доступа к государственной тайне, изготовления продукции из особого сырья и т. д., в целом управленческие функции и операционал на крупных гражданских предприятиях и на предприятиях ОПК не сильно отличаются. Да и сегодня в мировой практике повсеместно производители военной техники, стрелкового оружия, военной авиации производят гражданскую продукцию, и более того, основные прибыли извлекают отсюда. Например, в авиации: боевой самолет, конечно, стоит намного дороже гражданского, но объем продаж гражданских бортов существенно выше, и предприятия стремятся их производить. В России тоже существуют эти возможности. Есть, конечно, специфика. Если, например, производители стрелкового оружия будут выходить на гражданский рынок, значит, нужна определенная либерализация доступа населения к оружию. И другие есть особенности. Но в целом частичное перепрофилирование оборонных предприятий под гражданские нужды — это правильный ход. А опыт успешных менеджеров гражданских предприятий вполне применим и в оборонке», – считает военный обозреватель SmartNews Илья Крамник.