19 марта 2024, вторник, 12:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 марта 2015, 14:35

Алмазный альянс

Сортировка бриллиантов
Сортировка бриллиантов
Фото: professionaljeweller.com

«Алроса», De Beers и Rio Tinto, крупнейшие алмазодобывающие компании, намерены создать алмазный альянс. По данным «Коммерсанта», до конца года, спустя пять лет после прекращения торговых отношений, «Алроса» возобновит сотрудничество с De Beers. 24 марта вопрос участия «Алроса» в новом проекте выносится на ее наблюдательный совет. Известно, что ранее вступление «Алроса» в Ассоциацию производителей алмазов (АПА) уже одобрил комитет по стратегическому планированию.

«Крупнейшие игроки рынка обеспокоены снижением спроса на бриллианты как символической ценности и считают необходимым выработать системный подход к их продвижению», - пояснил источник газеты.

 

Инициатива объединения исходила от трех крупнейших мировых производителей алмазов — De Beers, «Алроса» и Rio Tinto Diamonds. По словам источника, весь 2014 год они вели конфиденциальные трехсторонние консультации, в результате в декабре были согласованы основные параметры проекта, а в начале 2015 года консультации прошли с участием канадской Dominion Diamond Corporation, южноафриканской Petra Diamonds и Grib Diamonds (100-процентная «дочка» ЛУКОЙЛа, владеет лицензией на разработку трубки имени Гриба в Архангельской области). Если они также согласятся войти в ассоциацию, то ее участники будут представлять более 70% мировой алмазодобычи.

Ассоциацию производителей бриллиантов предлагается зарегистрировать в виде некоммерческого партнерства с минимальным штатом. По данным газеты, общий бюджет АПА может составить около 6 млн евро.

Членами ассоциации смогут стать только те компании, которые заняты в добыче и реализации природных алмазов и репутация которых отвечает бизнес-стандартам ООН. Это значит, что данные компании не используют рабский труд и не приобретают алмазы, добытые в зонах военных действий.

Каждый из участников ассоциации получит один голос в совете директоров, а два крупнейших игрока — De Beers и «Алроса» — будут обладать правом вето, поскольку их финансовый вклад будет существенно выше. Источники газеты утверждают, что размер взносов пока не определен и будет формироваться по мере запуска конкретных проектов. Речь, в частности, идет о создании информационно-аналитической базы по добывающему сектору, совместных исследованиях рынка розничных продаж украшений с бриллиантами и анализа потребительских предпочтений. Издание отмечает, что бриллианты сейчас жестко конкурируют с другими предметами роскоши (luxury-электроника, мода, путешествия), особенно в молодежной среде.

Также ассоциация планирует заняться формированием репутации отраслевых компаний, так как сейчас они нередко сталкиваются с недостатком банковского финансирования из-за излишней закрытости. Кроме того, необходимо наконец решать проблему нелегального проникновения на рынок синтетических бриллиантов. При этом источники газеты утверждают, что в рамках ассоциации стороны не планируют обсуждать вопросы, подпадающие под антитрастовое регулирование, например, ценовую политику и клиентуру.

 
Игорь Соболев

О проблеме синтетических алмазов исполнительный директор «Алроса» Игорь Соболев упоминал еще в 2014 году. «Все, что сделано из искусственного камня, не должно называться бриллиантом. Пусть продают, но это должна быть своя ниша, и люди, которые хотят купить синтетический камень, они должны прийти и купить синтетический камень, понимая, что именно они покупают. А те, кто хочет купить бриллиант, они должны купить бриллиант», - отмечал он.

До конца 1990-х годов основные расходы на продвижение бриллианта как уникальной ценности несла De Beers, этим оправдывавшая свое монопольное доминирование на рынке. До середины 2000-х годов большинство мировых производителей алмазов продавали сырье через одноканальную систему De Beers (последний торговый контракт с «Алроса» завершился в 2009 году). После дезинтеграции системы сбыта De Beers маркетинг бриллианта полностью лег на плечи ювелирного ритейла.

Однако, как отмечает Сергей Горяинов из Rough & Polished, ритейлеры заинтересованы в продвижении бренда, а не материала. Анализ индекса стоимости бриллиантов Rapaport показал, что с начала 1980-х по конец 1990-х годов цена однокаратного бриллианта выросла почти на 50%, а с конца 1990-х этот рост не превысил 1%. «Пять лет «Алроса» реализует независимую маркетинговую стратегию, но как исключительно монопродуктовая компания она заинтересована в росте спроса и цен на бриллианты и алмазы», - добавил эксперт.

«Алроса» является крупнейшим производителем алмазов в России: на компанию приходится 97% от общей добычи алмазов в стране. Крупнейшие акционеры компании – государство (с долей 44%) и республика Саха (25%). В октябре 2013 года «Алроса» провела IPO и разместила на бирже 16% акций. Основная деятельность компании сосредоточена в Якутии, а также в Архангельской области и Африке.

 
Илья Рящин

Накануне и.о. президента компании Илья Рящин заявил, что «Алроса» 2015 году планирует досрочное погашение около миллиарда долларов по долгу, а также дивиденды за 2014 год на уровне 2013 года.

«При текущем курсе рубля к доллару денежный поток будет достаточен для досрочного погашения задолженности в объеме миллиарда долларов в 2015 году», - пояснил Рящин. Общий долг компании на конец 2014 года вырос до 197,160 млрд рублей со 138,591 млрд в 2013 году и 122,701 млрд в 2012 году.

Отметим, что по итогам прошлого года компания получила чистый убыток в сумме 16,8 миллиарда рублей. В «Алроса» объяснили отрицательный финансовый результат проведенной переоценкой части кредитного портфеля, номинированного в долларах, вследствие девальвации рубля в 2014 году. Совокупный убыток группы от курсовых разниц в «Алроса» оценили почти в 64 миллиарда рублей.

Продажа алмазов компанией в 2014 году увеличилась на 4 процента, до 39,6 миллиона карат, а добыча снизилась на 2 процента, до 36,2 миллиона карат. Средняя цена продажи составила 171,4 доллара за карат.

Ящин также отметил, что «Алроса» сохраняет прогноз по росту цен на алмазы в 2015 году на уровне 3%, несмотря на снижение цен в начале этого года. В текущем году компания планирует реализовать 2 млн карат из стока.

Как стало известно в феврале, «Алроса» также намерена приступить к разработке месторождений золота в Якутии. «Совершенно понятно, что никакая другая компания сейчас на эти участки не выйдет. Соответственно, эти участки золота добудет или «Алроса», или не добудет никто», - заявил тогда полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Отметим, что ранее «Алроса» добычей золота не занималась.

Несколько дней назад СМИ сообщили также о том, что интрига с назначением президента «Алроса» близится к разрешению. По данным «Коммерсанта», глава Минфина Антон Силуанов предложил кандидатуру замглавы Гохрана Андрея Жаркова, которую ему удалось согласовать с заинтересованными ведомствами и курирующим отрасль вице-премьером Юрием Трутневым. 

В Гохране Андрей Жарков отвечает за приобретение ценностей для пополнения Госфонда России, а также занимается в том числе закупками драгкамней. Чиновник курирует нескольких управлений — бюджетирования Госфонда, по работе с ценностями Госфонда, а также управление делами Гохрана. Кроме того, он уже три года возглавляет совет директоров смоленского ПО «Кристалл», крупнейшего в России гранильного предприятия.

Окончательное решение по кандидатуре главы одной из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний будет принимать президент Владимир Путин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.