Большая игра Александра Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Соединенные Штаты должны принять участие в переговорах по урегулированию ситуации на востоке Украины. Об этом президент заявил в интервью агентству Bloomberg, выдержки из которого были опубликованы 31 марта.

Интересно, что во время интервью одному из ведущих мировых агентств экономических новостей Лукашенко, как утверждает его пресс-служба, рассказал про свое отношение к евразийской интеграции, в том числе к валютному союзу стран ЕАЭС. Также президент Белоруссии «высказал свое видение некоторых аспектов текущей экономической, внутриполитической ситуации, в том числе в контексте предстоящих важных политических событий в жизни страны» и «ответил и на несколько вопросов личного характера». В первую очередь, однако, были опубликованы его слова именно про участие США в решение украинского вопроса.

При этом стоит понимать: Александр Лукашенко, несмотря на то, что в Минске состоялось два раунда переговоров, не является членом «Нормандской четверки», которая и ведет переговоры по Донбассу. После февральской 16-часовой встречи в Минске, по итогам которой было подписано пока относительно хорошо работающее соглашение о перемирии, сам Лукашенко рассказывал, что его роль фактически ограничивалась организацией доставки еды и кофе переговорщикам.

Вообще, конечно, формат «Нормандской четверки» выглядит достаточно странно. В Донбассе центральное правительство Украины воюет с сепаратистами, которые открыто Россией не поддерживаются. Тем не менее на переговорах всегда, помимо представителей украинского правительства и руководства сепаратистов, присутствуют посредники в лице Франции, Германии и России. Однако выстраивание позиций идет таким образом, будто переговоры идут не между Киевом и сепаратистами, а между Киевом и Москвой, при посредничестве двух уважаемых европейских государств. При этом, раз переговоры идут, причем достаточно успешно, значит, все участники признают продуктивность такого состава.

И все же, каким бы странным ни был состав «четверки», Белоруссия никак не годится на роль страны, определяющей формат переговоров. Приглашая на переговоры по поводу будущего Донбасса Соединенные Штаты, Александр Лукашенко явно выходит за пределы своих полномочий — Минск был определен место встречи из-за относительно нейтральной позиции, в будущем «четверка» может собираться в какой угодно другой точки мира, от Женевы до Алма-Аты.

Лукашенко — опытный политик и он, несомненно, понимает: странам «четверки» нужна его помощь при переговорах разве что в качестве организатора «яичницы, сыра и нескольких ведер кофе».

Скорее обращение к Соединенным Штатам принять более активное участие в судьбе Украины стоит рассматривать в свете приближающихся президентских выборов в самой Белоруссии, которые, как предполагается, пройдут 15 ноября.

Александр Лукашенко возглавляет республику с 1994 года. После избрания он инициировал поправки в конституцию республики, которые отменили ограничение числа президентских сроков, то есть сделали его правление фактически бессрочным. Именно за Лукашенко закрепилось звание «последнего диктатора Европы», хотя в последнее время его можно оспорить. Все это время президент Белоруссии поддерживал экономику страны в достаточно приличном состоянии, особенно на фоне соседней Украины, во многом благодаря сотрудничеству с Россией — Москва поставляла дешевые энергоносители, закупала продукцию белорусской промышленности, в случае чего выдавала стабилизационные кредиты и, вообще, всячески способствовала стабилизации белорусской экономики. Это не помогло команде Лукашенко справиться с инфляцией, но Белоруссия является единственной страной СНГ, которая не поставляет мигрантов в Россию, а, напротив, привлекает людей к себе. Фактически Александр Лукашенко и его талант выбивать из России деньги является неотъемлемой частью экономической модели Белоруссии.

Все 20 лет своего правления Лукашенко строил отношения с Москвой таким образом, что Белоруссия оказывалась ближайшим, а порой и единственным союзником России. В случае каких-то разногласий, или нежелания Москвы предоставить очередные скидки и льготы, Лукашенко угрожал «уйти в Европу». Конечно, с каждым годом Лукашенко в Западной Европе все больше воспринимается как изгой, но дипломатический талант белорусского президента позволяет ему в случае необходимости действительно налаживать отношения с европейскими столицами. Например, сейчас на фоне войны на востоке Украины Лукашенко получил статус миротворца, хотя сам в переговорах не участвует.

Европейцы, конечно, не склонны вешать себе на шею 10 миллионов белорусов, такое же количество греков уже создали большие проблемы, но лишить Россию последнего союзника на континенте — уже неплохая цель.

Проблема только в том, что своеобразные правила дипломатического этикета позволяют европейским лидерам поддерживать диктаторов где-нибудь в Африке, а не в Европе. Лукашенко, конечно, не ест людей, не устраивает этнические чистки, не ведет войн с соседями. Но он создал в стране систему жесткой цензуры, результаты выборов в последнее время почти что откровенно рисуются, его оппоненты сидят в тюрьмах, даже во многих регионах России такого себе не позволяют. Вряд ли хоть один европейский политик позволит себе выстраивать долгосрочный альянс с Лукашенко — а это значит, что править с опорой на Европу у него не получится.

И вот тут поведение белорусского лидера действительно дает плохой сигнал: если он ищет поддержки Запада, значит, у него не все в порядке с Россией. А это чревато окончанием более чем двадцатилетней историей его правления.