27 июня 2019, четверг, 05:07

17 апреля 2015, 04:45

Гормон материнской любви

Лабораторная мышь с потомством

Не бывает чужих детей, бывает мало окситоцина. По крайней мере, у мышей. К такому выводу пришли ученые из Нью-Йорка, опубликовавшие результаты своей работы в журнале Nature. В их эксперименте никогда не рожавшие самки мышей под действием окситоцина начинали проявлять заботу о чужом потомстве. Ученым удалось прояснить причину такого поведения на клеточном и молекулярном уровнях.

Окситоцин в популярной литературе часто называют «гормоном любви», но, на самом деле, с ним все гораздо сложнее. Хотя сейчас исследования, в основном, сфокусированы на влиянии окситоцина на психику и поведение, 100 лет назад все начиналось с физиологии.

Слово «окситоцин» происходит от греческих корней ὀξύς и τόκος и означает «быстрые роды». В XIX веке этим словом называли спорынью, действительно способную вызвать преждевременные роды или ускорить протекающие медленно. В начале XX века было обнаружено свойство гормона-окситоцина, вырабатываемого гипоталамусом, вызывать сокращения матки, а вскоре после этого – выработку молока у кормящих матерей. Для стимуляции родов окситоцин с успехом используется и по сей день, а вот в качестве лекарства для женщин, у которых вырабатывается слишком мало молока, он оказался не очень эффективен.

Сейчас проводится много исследований и клинических испытаний, в которых окситоцином пытаются лечить болезни больше связанные с психикой, чем с физиологией. Например, проходят клинические испытания, в которых окситоцин в виде назального спрея (так гормон эффективнее попадает в мозг) должен лечить шизофрению и аутизм. Пока непонятно, насколько они окажутся успешными, но доказательства того, что нарушения в работе окситоцина приводят к расстройствам поведения, существуют: люди с мутацией в гене, кодирующем рецептор к окситоцину, более агрессивны и склонны к антисоциальному поведению.

Набралось уже достаточно много данных в пользу того, что окситоцин играет роль в более тонких поведенческих моментах. Во всех этих случаях окситоцин проявляет себя как просоциальный гормон. Он связан с формированием долгосрочной связи в моногамной паре, с установлением связи с ребенком, помогает лучше понимать чужие эмоции, выражение чужого лица, заставляет людей быть щедрее и доверчивее (в связи с этим даже появились опасения, не воспользуются ли им аферисты).

При этом до сих пор было не вполне понятно, как именно действует окситоцин. Гормоны, которые действуют на физиологию, гораздо легче изучать: ввели адреналин – пульс участился, давление повысилось и т.д. Все эти вещи легко наблюдать и измерять. Именно поэтому эффекты, которые оказывает окситоцин на матку и молочные железы, известны уже сотню лет. Понять, какие процессы происходят в мозге, и как именно процессы, происходящие на клеточном уровне, трансформируются в поведение гораздо сложнее.

Окситоцин, как и все гормоны, имеет свой рецептор. Рецепторы могут встраиваться в клеточную мембрану и находиться на поверхности клеток, а могут свободно плавать в цитоплазме. Когда организм считает, что наступила ситуация, при которой нужно вырабатывать этот гормон, гормон попадает в кровь, оттуда – к клеткам, взаимодействует с рецептором, а рецептор после этого отправляет сообщение в виде какого-нибудь белка в клеточное ядро о том, как надо изменить профиль активности генов. Профиль активности меняется, и клетка реагирует на ситуацию, вызвавшую выработку гормона. Часто понять, как именно работает гормон, можно, проверив, у каких именно клеток есть рецепторы к этому гормону.

Авторы статьи сделали специальные антитела к рецептору окситоцина и обнаружили, что большинство таких клеток у мышей сосредоточены в левой части слуховой зоны головного мозга. Это не слишком неожиданная находка, уже и раньше было показано, что социально окрашенная информация улавливается преимущественно правым ухом и обрабатывается в левой части слуховой коры.

Мышь-мать реагирует на писк потерявшегося мышонка. Мышь, не имеющая своих детей, делает это гораздо реже

Поведенческий эксперимент был устроен следующим образом. Один из характерных паттернов материнской заботы у мышей заключается в том, что мама-мышь слышит писк (в ультразвуковом диапазоне) отбившегося от гнезда новорожденного мышонка, находит его и притаскивает обратно в гнездо. В редких случаях другая, живущая рядом самка, не имеющая своих детей, может реагировать на жалобные стоны и приносить потерявшегося мышонка в гнездо. Оказалось, что после инъекций окситоцина никогда не рожавшие самки начинают приносить детенышей гораздо чаще, чем контрольные, которым вводили физраствор.

Исследования активности нейронов подтвердили, что окситоцин делает слышимым писк потерявшегося мышонка, которого самка (не его мать) без окситоцина не слышала. То есть окситоцин усиливает возбуждение, вызываемое в слуховой коре ультразвуковым писком. При этом он никак не влиял на восприятие других звуков. Для того, чтобы явление наблюдалось, уровень окситоцина не должен был все время оставаться высоким, для инициации слуховой гиперчувствительности достаточно одной инъекции.

Все эти события мышиной жизни очень похожи на то, что происходит с людьми. Молодая мать может проснуться от любого звука, изданного ребенком, но при этом продолжает спать при шуме, доносящемся с улицы.