Адрес: https://polit.ru/article/2015/04/18/talks/


18 апреля 2015, 08:41

Беседы с отцом Александром. Беседа 19

Как-то мы заговорили про сезоны. И зима – не зима, и лето – не лето… Вот – грязь, а считается –  русская зима. Как так, почему?

– Причем тут русская зима! Это все – о том, что Всевышний управляет Вселенной, и когда он посылает снег, он посылает снег, и на дождь – дождь, когда холод – холод. Да.  Он руководит не только душой человека и, понимаете вот, государством, – а он руководит и Вселенной, – коротко ответил отец Александр. 
 
– Ну да. Но для чего же он дает нам тепло зимой? Интересно…
 
– А чтобы мы знали, что он в силах это дать, а мы – не в силах такое сделать.
 
– Да? Так все просто?
 
– Да. Перед Его силою показывается наше бессилие; бессилие вырабатывает смирение; а смирение вырабатывает кротость. Человек соглашается: «Да будет, Господи, по глаголу твоему!»
 
– Ммм… 
 
– Вот!
 
Далее батюшка, по своей доброте, к которой я уже привык, и, видя меня насквозь, ставит передо мной рюмку и наливает. Ну, не сопротивляться же! Я уже раньше пробовал, и понял, что если упорствовать – это может привести к ссоре. Это лишнее, особенно здесь и сейчас.    
 
Я выпиваю, успев только сказать:
 
– Ну вот, Батюшка благословил меня выпить коньячку.
 
– Да. Да! Я тебе еще налью.
 
– Батюшка тебя балует! – с завистью говорит кто-то из присутствующих. А завидовать – это плохо. Отец Александр уточняет:
 
– Это вы в гостях сегодня. Не всегда будет возможность, понимаете, поднять такую рюмочку. А в гостях – можно. Притом что от священника благословение.
 
– Да! Да! – с чувством поддакиваю я. 
 
– Здесь не только выпивка, но и – полная внутренняя  свобода…
 
– У меня один батюшка знакомый, мы с ним иногда выпиваем. Я, бывает, начинаю в какой-то момент: «Ну, хватит уже!». А он говорит: «Нет! Надо еще выпить!». Я, конечно, подчиняюсь…
 
– Конечно.
 
– Тем более, что он не то что мой духовник, такого нету – но просто я с ним иногда разговариваю за жизнь. Он, кстати, благословил меня проповедовать перед блудницами. Точнее, он похвалил меня за то, что я в пост пытался усовестить проституток, которые приставали к гостям в увеселительном заведении.
 
Далее мы переходим к теме болезней, это актуально, особенно в свете теперешней, скажем так, реформы русской медицины. Батюшка говорит про смысл:
 
– Болезнь дана для того, чтобы дух человека привести в порядок. Чтобы не тело властвовало над духом, душою человека, – а чтобы душа властвовала над телом человека. Да. Когда человек становится через болезни  духовным,  и веру приобретает живую в Бога, – тогда он становится новым человеком. Вот.
 
Я слушаю и думаю про то, что всегда подозревал в себе духовность…
 
Собеседник мой меж тем продолжает:
 
– Когда у нас бывают болезни чуть-чуть, или неудачи какие-то – они полезны. Вот, например, в Акафисте сказано: «Радуйся, печалию наша, немощи душевныя врачующая». Вот. «Печалию наша, немощи душевныя врачующая»! Это, конечно, духовно, может быть, полезно подумать, чтоб это понять… Вот. Печаль, она сама по себе, – как бы
расстройство или какая-то как бы болезненность. Налей сам, – говорит отец Александр, видимо утомившись уже подливать мне.
 
– Я половинку налью.
 
– Нет! – одергивает он меня. – Возьми полную налей. Пей! Это не часто бывает, чтоб я тебе наливал… Я другой раз тоже вот в праздник могу выпить коньячку. А чтоб просто так выпить – так я не хочу.
 
– Правильно, – лезу я со своим одобрением, которое как будто нужно тут кому-то…
 
– Если откажусь пить в праздник – подумают, что я показываю сам себя, что вот я какой-то там настолько святой, что я общего с вами ничего не имею. Нет! Мы нальем рюмочки полные коньячку, да и с праздником друг друга поздравим. Да и стукнемся, и выпьем.
 
– Да. Да! – говорю я с чувством и прибавляю: – Ну, будьте здоровы.
 
– Да, на здоровье ваше, дай Господи.
 
– Дай Бог.
 
Обсуждаем еще такую хитрость: некоторые, чтоб не отрываться от коллектива, но все ж таки не пить, берут стакан яблочного сока и прихлебывают так, будто это виски. 
 
– Вот в яблочный сок можно прибавить коньячку, это будет очень хорошо, – подводит итог отец Александр. – И полезно, и вкусно. Сосуды расширяет. 
 
– А полгода, что мы не были? Что у вас нового было?
 
Далее плавно переходим к новостям. Накопились какие-то за те месяцы, что мы не виделись? 
 
– Нет, нового ничего. У меня молитва. А когда устаю, полежу немного, а полежавши, отдохну, опять иду на молитву. Новостей не знаю… Но, когда люди приезжают, то, бывает, что-то скажут  новое мне про Украину. И по радио я про это иногда слушаю…
 
– А что? Что про Украину? Как вы понимаете то, что там происходит?
 
– Ну, допустил Господь много, понимаете, неправды в Украине. Они воровали газ, нефть, и все это нельзя было говорить, это стыдно было. А в итоге все запутали, да и сами так запутались, что это мировое, понимаете, значение имеет уже.
 
– И что же им делать?
 
– Молиться Богу. Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное. А покаяться – для этого не надо ждать каких-то знамений. Ведь сказано, что Царство Небесное не придет приметным образом. Я уже про это говорил не раз… 
 
– Да, помню.
 
– А Царство Божие – внутри Вас есть, в человеческой натуре. Вот. И Достоевский также пишет, что дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей. Да! Внутри человека происходит битва. Там, внутри всё происходит. Что с этим делать? Только Господь Бог поможет.
 
– Ну, а что на Украине, там наладится жизнь, нет? Что вы видите?
 
– Наладится или нет – никто этого не может сказать точно. Конечно, желательно, чтобы там всё наладилось. Но это – вопрос… Это Запад! Запад… Другая политика у них. Тончайшие, понимаете, нити… Создать эту муть, чтобы она была – эта муть. Вот... Я помню Никсона, когда он при Хрущеве приезжал в Москву. Никсон говорил: «У лжи короткие ножки». Мне его слова запомнились. Это правильно! Если только ложь, – значит, у нее короткие ножки. Если на Украине будет получше, – и нам будет лучше. Если бы наша семья, три человека живем (три славянские страны), и если, понимаете, мы все в дружбе живем и в любви друг к другу – нам всем хорошо. А если какой-то урод все бьет между тремя членами семьи какой-то клин – то семьи уже нет, она рушится. Это вопрос, понимаете, моральный. Он сам по себе очень сложный. Непростой вопрос… И с точки зрения государственного понятия, и с точки зрения семейного понятия.
 
– Одни говорят, что Россия и Украина – разные страны, другие уверены, что это одна страна. А вы как думаете?
 
– Украина – это значит «край России». А Белоруссия – это значит Белая Русь. Это одно и тоже – Белоруссия, Украина и Россия.
 
– И что ж, по-вашему, должен быть одни Президент?
 
– Может, одного мало. Делайте десять! Это ваше дело… Не могу я  ответить на этот вопрос. А он и не главный. Вот чего я хочу – так это чтобы мне найти Господа, и я чувствовал бы этого Господа, – это главное, а остальное уже не так важно. Тогда все прочее будет меня устраивать. Я стану новым человеком на Земле. А свои ценности я передаю людям. И я не взираю на то, сколько там президентов, какие они, эти президенты. Я полагаюсь на волю Божию и молюсь, чтобы Господь мне помогал. И Господь помогает! И будет помогать тем людям, которые взывают к нему день и ночь. 
 
Мне тут показалось, что главное – не в том, нашел человек Бога или нет, а в том, появляется такое чувство или нет. Если оно есть, то это уже немало! Это уже – сильно!