Адрес: https://polit.ru/article/2015/04/22/shelf/


22 апреля 2015, 08:42

Зачем частным нефтяникам арктический шельф?

Заканчивается эпоха традиционных методов добычи нефти и газа. Но это вовсе не означает завершения добычи углеводородного сырья. На Земле еще можно добыть в десятки раз больше нефти и газа, чем было добыто с начала «нефтяного века». Можно выделить три основных направления работы:

Во-первых, предлагается продолжить добычу на «старых» нефтяных месторождениях. Конечный коэффициент извлечения нефти (КИН) на разрабатываемых месторождениях в России составляет 0,381, то есть на момент окончания разработки месторождений в них остается 61,9% нефти. Сейчас разработаны методы повышения КИН до 0,7. При их повсеместном применении извлекаемые запасы нефти на уже обустроенных месторождениях России увеличатся на 40,5 миллиардов тонн. Это значительно больше текущих запасов нефти Саудовской Аравии.

Во-вторых, существует возможность наладить добычу нефти из битуминозных песков, как в Канаде, и нефти и газа из сланцевых формаций, как в США. По скромной оценке извлекаемые запасы и ресурсы нефти и газа таких месторождений в России составляют 50 миллиардов тонн нефтяного эквивалента.

Ну и, наконец, в-третьих, специалисты говорят об огромных перспективах, которые связаны с проектами по освоению месторождений нефти и газа на шельфе (прежде всего, на Арктическом шельфе).

Технологии повышения нефтеотдачи давно разработаны и хорошо известны. Технологии добычи углеводородов из битуминозных песков и сланцевых формаций разработаны в последнее десятилетие, но и эти технологии, ни для кого не секрет. В России даже установлены налоговые льготы для компаний, разрабатывающих такие месторождения. То есть возможности сохранения и увеличения добычи нефти и газа на суше у российских компаний очень велики.

С разработкой месторождений на российском шельфе все далеко не так просто. Есть два главных варианта технологий разработки месторождений углеводородного сырья на шельфовых проектах. В первом варианте добывающее оборудование жестко закреплено на дне моря. Во втором варианте добыча ведется с плавучих платформ.

Первая в мире нефтедобывающая платформа была построена советскими нефтяниками в 1949 году на шельфе Каспийского моря. Эта платформа опирается на дно, и за прошедшие годы она разрослась до целого города. С тех пор в разных странах были построены сотни нефтедобывающих платформ опирающихся на дно. В некоторых случаях вместо платформ насыпают целые острова. Эта технология себя хорошо зарекомендовала и ей прекрасно владеет компания ЛУКОЙЛ.

Однако большинство шельфовых месторождений углеводородного сырья расположено на «глубокой воде». А ведь на глубинах от 50 метров до километра платформу донного базирования или остров не построишь. Если говорить об Арктическом шельфе, основные месторождения нефти и газа находятся здесь на глубинах в сотни метров. Для разработки этих месторождений нужны принципиально новые технологии. И в России лидером в их создании, безусловно, является компания «Роснефть».

Не вызывает сомнений, что только государство и государственные компании способны решать такие стратегические задачи, как создание технологий для освоения месторождений Арктического шельфа. Масштабы этой задачи вполне сопоставимы с космической программой. Частные компании способны лишь на оперативное применение существующих технологий. По своей сути они не предназначены для решения стратегических задач.

Опыт работы ЛУКОЙЛа на шельфе Каспия и Балтийского моря для работы на Арктическом шельфе не применим: капитан шаланды не способен управлять океанским лайнером. У компании нет и долгосрочных финансовых и  инвестиционных ресурсов, которые она может вложить в шельфовые проекты. Любопытно, что госкомпании не раз предлагали ЛУКОЙЛу создать совместное предприятие для разработки Арктического шельфа. Но ЛУКОЙЛ не соглашался, потому что не тянул. И совершенно неясно,  почему вдруг времена изменились.

Почему руководители ЛУКОЙЛа так настойчиво рвутся сейчас на Арктический шельф? Ведь они далеко не исчерпали возможности месторождений на суше. Очевидно, что ЛУКОЙЛ и не думает разрабатывать глубоководные месторождения. Максимум на что он рассчитывают, это разработка нескольких прибрежных месторождений. Но не это главное.

Главное – это запасы гигантских арктических месторождений, которые можно будет поставить себе на баланс. Огромный рост балансовых запасов вызовет соответствующий рост стоимости акций частных компаний, работающих на шельфе. В ЛУКОЙЛе, как известно, главными акционерами являются руководители компании. Вот они-то и станут главными бенефициарами «программы освоения Арктического шельфа частными компаниями». К тому же, доступ к арктическим богатствам  позволит ЛУКОЙЛу набрать очки в глазах западных партнеров.

Бизнес-план «программы освоения Арктического шельфа частными компаниями» прост как мычание и поэтому не может не сработать. Правда, интересы российского государства в данном случае не учитываются.

 

Танкаев Рустам Уланович, генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал», член Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК