Кто он, начальник Кубани?

После назначения губернатора Краснодарского края Александра Ткачева главой Минсельхоза, на Кубани обсуждают нового губернатора. Пока Вениамин Кондратьев временно исполняет обязанности, и для сохранения должности ему еще нужно победить на выборах в сентябре 2015 года. Однако сомнений в том, что кампания пройдет по заранее намеченному сценарию, немного.

Есть достаточно веские причины обратить внимание на Кондратьева. И дело тут не только в том, что он первый российский губернатор с именем Вениамин. Валовый региональный продукт Краснодарского края в 2014 году составил 1,6 трлн рублей, это всего вдвое меньше, чем все сельскохозяйственное производство в России. При том, что на Кубани живут примерно 5,5 млн человек, в сельском хозяйстве России занято 6,5 млн человек — цифры опять же сравнимые. Так что недооценивать влияние и вес главы одного из крупнейших регионов страны, третьего по населению и пятого по ВРП, не стоит.

Между тем, личность Вениамина Кондратьева не широко известна в России, да и в Краснодарском крае тоже — достаточно сказать, что в Википедии статья о новом кубанском губернаторе появилась только в среду, после того, как Владимир Путин подписал указ о его назначении.

Карьера Вениамина Кондратьева и правда была связана, главным образом, с не слишком публичными должностями. Он родился 1 сентября 1970 года в городе Прокопьевске Кемеровской области, в 1993 году окончил Кубанский государственный университет, получив специальность преподавателя русского языка. Однако еще учась в университете, стал работать юристом. В 1991 году устроился юрисконсультом и заведующим юридическим сектором акционерного общества «Плутос» в Краснодаре. Второе высшее по специальности «юрист» Кондратьев получил в КГУ только в 1995 году — то есть поступил на него сразу после получения первого диплома.

В 1994 году, пока еще без диплома юриста, Кондратьев стал старшим юрисконсультом и ведущим специалистом юридического отдела Управления делами администрации Краснодарского края.

В 1995 году Кондратьева назначили сначала просто заместителем, а потом и первым замом начальника правового управления администрации Краснодарского края. Затем он стал главой отдела систематизации и правовой экспертизы нормативных правовых актов администрации Краснодарского края.

В 2001 году уже Александр Ткачев, который в том году возглавил край, назначил Кондратьева заместителем руководителя аппарата, начальником правового управления администрации Краснодарского края. В 2003 году Кондратьев стал заместителем губернатора и главой департамента имущественных отношений Краснодарского края.

На этой должности Кондратьев боролся с самовольной застройкой — впрочем, любой, кто бывал в городах Краснодарского края, может подтвердить, что не вполне удачно. Входил в региональный штаб по подготовке к проведению Олимпиады в Сочи. Земельные вопросы в Сочи решены были и правда достаточно искусно: опасная тема, которая затрагивала интересы тысяч граждан, в итоге практически исчезла из поля зрения федеральной прессы.

30 июля 2014 года Кондратьев перешел на работу в Москву, где стал заместителем начальника Главного управления федерального имущества Управления делами президента. В самом начале 2015 году стал начальником этого управления, а 12 марта получил еще одно повышение, Владимир Путин его назначил заместителем Управляющего делами президента, в этой должности он курировал все вопросы недвижимости и земельных отношений.

Сколь-нибудь заметных скандалов с именем Кондратьева связано не было. Известно, что 15 июля 2014 года, за две недели до переезда в Москву, Октябрьский районный суд Краснодара признал начальника отдела заключения договоров управления земельных отношений Сергея Жилина, подчиненного Кондратьева, виновным в махинациях с земельными участками. Сам Кондратьев проходил по делу свидетелем — но это не помешало его переезду в столицу.

Вообще же причина переезда Ткачева в Москву и, соответственно, назначения нового губернатора Краснодарского края, публично так и не названа. По словам Владимира Путина, это было сделано для того, чтобы у него в лице экс-министра Николая Федорова появился советник, способный «консолидировать усилия и Правительства, и Администрации Президента, и регионов для того, чтобы средства, которые государство наметило выделять на развитие отрасли, были истрачены максимально эффективно». Повод для отставки федерального министра и губернатора одного из крупнейших регионов страны, мягко говоря, странный.

По плану выборы губернатора на Кубани должны были пройти в 2017 году, как раз между кампаниями по избранию Госдумы и президента, так что смена главы края вряд ли объясняется исключительно электоральными причинами.

Сам Ткачев, скорее всего, не мог выступать инициатором своей отставки: он хорошо контролирует ситуацию на Кубани, регион даже после появления Крыма в составе России является одним из центров притяжения инвестиций в рекреационные активы. Конечно, пост ответственного за сельское хозяйство теперь не является «черной меткой», как в советское время: после становления рыночной экономики отрасль стала прибыльной, и Россия вновь является одним из крупнейших экспортеров зерна. Но управление сельским хозяйством сегодня — это взаимодействие с десятком крупных компаний и множеством средних производителей, на Кубани же режим Ткачева многие описывали чуть ли не терминах феодализма, то есть стиль работы новому министру придется изменить.

Наконец, после завершения Олимпиады в Сочи проектов федерального масштаба, за исполнение которых отвечало бы краевое правительство, фактически не осталось: мост в Крым строят на федеральные деньги федеральные же структуры, краевые власти в освоение средств не участвуют.

Остается только гадать, почему Владимир Путин, который, как правило, не имеет ничего против «засидевшихся губернаторов», решил сменить главу Краснодарского края — ключевого региона на юге страны. И следить за Вениамином Кондратьевым, который хоть и является согласованным «преемником» Ткачева, но наверняка имеет собственный взгляд на управление краем.