28 марта 2024, четверг, 15:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 апреля 2015, 09:11

Галилей: по следам процесса

Игорь Дмитриев. Фото Наташи Четвериковой
Игорь Дмитриев. Фото Наташи Четвериковой

23 февраля в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» прошло выступление директора Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ, профессора кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ Игоря Дмитриева. В ходе своего выступления он рассказал об исследовании инквизиционного процесса над Галилео Галилеем 1633 года, реализованном в его недавно вышедшей книге «Упрямый Галилей».

Ученый признался, что сам всегда был «упрямым человеком и делал так, как считал нужным»: его кандидатская диссертация и первая книга были посвящены теоретической химии XX века, докторскую он защитил по истории атомистики, а затем, ко всеобщему удивлению, перешел на изучение истории XVI и XVII вв.. «Все удивлялись, почему я – доктор химических наук – вдруг так неожиданно переключился, – сказал Игорь Дмитриев. – Изучая документы в архивах, я начал понимать, что люди, жившие раньше, не были глупее нас, им даже было тяжелее. Научная революция XVI - XVII вв. была скорее интеллектуальной революцией: изменения шли всюду, от бухгалтерского дела до философии. Мне стало интересно изучать эти изменения, я исследовал деятельность Ньютона, Коперника и не смог остановиться. Мне было интересно, я многое понимал, а значит, мог рассказать другим».

Несколько лет назад Дмитриев профессионально занялся жизнью и деятельностью Галилея и решил написать книгу о самом неоднозначном периоде его жизни – процессе над ним, организованным инквизицией. Профессор отметил, что нередко в литературе можно прочитать о двух процессах над ученым, однако полномасштабный, настоящий процесс был один – и он начался в 1633 году. «Ученые, изучавшие этот процесс, не видели в нем загадки: просто церковные мракобесы травили великого ученого. Некоторые фигуры можно раскрашивать различными красками, но принципиально сути дела это не меняло».

Галилео Галилей родился в 1564 году. Тогда же родился Уильям Шекспир, Кристофер Марло, умер Микеланджело Буонарроти, князь Курбский сбежал в Литву, а через несколько месяцев в России началась Опричнина. «Везде решались свои теоретические проблемы: сколькими креститься перстами или что вокруг чего движется во Вселенной», - с усмешкой отметил Дмитриев.

Галилей придерживался теории Коперника, чем вызывал сильное недовольство церкви. Он не закончил университет в Тоскане, но позже некоторое время преподавал там и получал маленькое жалование. По этой причине он переехал в Падую, где работал 18 лет.

Там его ожидал плодотворный период научной деятельности: он открыл Млечный путь, кратеры на поверхности Луны, четыре спутника Юпитера, фазы Венеры. Последнее теоретически могло подтверждать теорию Коперника, но в то же время соответствовало теории Тихо Браге. В 1610 году выходит книга Галилея «Звездный вестник», которая поначалу вызвала возражения светских людей, решивших, что для нашей системы в его версии слишком много планет (тогда спутники Юпитера считали планетами), но затем книга вызвала и теологические возражения. Несмотря на обилие критиков, Галилей был готов рассказывать про свои открытия каждому, кто его слушал. Его активная поддержка коперниканской теории вызвала неизбежную жесткую полемику.

Через некоторое время Галилей решает переехать во Флоренцию, чтобы получить более высокое положение в обществе и, соответственно, лучшие условия для работы. Для того, чтобы оказаться рядом с герцогом Тосканским, он придумывает себе должность Первого философа – математика. В результате многих перипетий и удачных обстоятельств, он получает эту должность, вкупе со многими милостями, но уже при новом герцоге (предыдущий неожиданно умирает).

Некоторое время Галилей спокойно продолжает свои исследования, в 1611 году его принимают в Академию наук в Риме, а распространять информацию об открытиях ему помогают многочисленные друзья. К примеру, Луна обычно ассоциировалась с Богородицей – ее рисовали стоящей на спутнике Земли. Друг Галилея, художник Людовико Карди, делая фреску в соборе Санта Мария Маджоре в Риме, изобразил Мадонну уже на бугристой поверхности Луны, тем самым поддержав ученого.

Через некоторое время тучи над ученым снова начали сгущаться: критика теории Коперника усиливалась. Галилей писал многим авторитетным персонам, предлагая разделить сферу религии и науки. «Он утверждал, что Библия учит нас не тому, как движутся небеса, а тому, как нам на них попасть, - рассказывал Игорь Дмитриев. - Церковь тогда не могла этого допустить». Некоторые уже начинали подумывать над тем, чтобы согласовать теорию с Библией, однако об этом узнает кардинал, великий инквизитор Католической Церкви и главный обвинитель в процессе над Джордано Бруно Роберто Беллармино. «Кардинал считал, что важно не то, что сказано в Библии, метафорически или буквально, важно кем - Святой дух не может обманывать и ошибаться», - объяснял логику инквизитора лектор. Несмотря на растущее количество оппонентов, Галилей не сдавался и усиленно пытался искать доказательства теории Коперника.

«Галилею повезло, что он не родился в России: все бы решилось раньше и довольно однозначно. Но головы его итальянских оппонентов работали иначе: они должны были иметь на все твердое заключение. Было решено, что кардинал Беллармино должен пригласить к себе Галилея и благожелательно предупредить его не изучать, не трактовать и не обучать теории Коперника». Эпизод увещания, вежливого предупреждения Галилея кардиналом Беллармино описан в книге Игоря Дмитриева «Увещание Галилея».

Но ни увещевание, ни суд 1616 года не повлияли на решение Галилея отказаться от его убеждений. В 1633 Галилей публикует свой «Диалог о двух системах мира», в котором продолжала высказываться поддержка теории Коперника. В этот раз ничто не помешало Церкви снова осудить ученого и провести более жестокий процесс. Не менее важен исторический, политический контекст процесса: в то время над половиной Италии нависла угроза завоевания – шла Тридцатилетняя война.

«Однако в этом суде было немало странностей, что подробно описано в моей книге, - говорит Игорь Дмитриев.- Папа Урбан VIII, старый знакомый ученого, был против того, чтобы научные теории становились истинами, поскольку только Бог может быть истиной. По сути, Галилея обвиняли в ереси, но обвинение было подвести технически очень сложно». Ученый защищал авторитет новый науки и не понимал, как ради торжества истины нельзя заменить некоторые части писания, а Урбан не мог понять обратное.

Последняя глава книги петербургского ученого посвящена Рене Декарту, который впоследствии «решил создать теологически безопасную картину мира – это, на мой взгляд, также связано с Галилео Галилеем, - завершая лекцию, сказал Дмитриев. – Процесс над ученым будет идти вечно, точку в нем поставить нельзя, но можно задать новый поворот, что я и сделал в своей книге».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.