Футбол как школа политической жизни

На заседании исполкома РФС было принято решение внести в повестку конференции организации вопрос об отставке главы союза Н.Толстых. И это интересно, даже имея в виду не футбол как таковой и даже ЧМ-2018. По факту тут же просто модель политической жизни, присущей РФ, и нюанс ровно в том, что если в других областях политическая жизнь не очень-то видна, то в данном случае — фактически нараспашку. Ну, а коль скоро она где-то проявляет себя публично, то можно быть уверенным: в других, не столь видимых отраслях она ровно такая же. Откуда бы взялась другая. Да и действующие лица примерно те же.

Что характерно, в вину Толстых вменяется не пресловутый контракт с Ф. Капелло (о нем ниже), даже не результаты сборной, а как-то вообще по совокупности. Сам он после исполкома сообщил так: «Вопрос не стоял в повестке дня исполкома. Мне предстоит осмыслить данное решение и подготовиться к конференции. Речь не идет об оправдании, а о докладе в рамках утвержденной повестки конференции. Никаких иных мотивов, кроме сложного финансового состояния, не прозвучало. Попадание контракта Капелло в СМИ? Думаю, здесь нет никакой связи». Но о контракте — все-таки еще раз чуть позже.

Итак, финансовое положение. Собственно, это не новость. Тому же Капелло не могли заплатить чуть ли не полгода, и потребовался Усманов, который этот вопрос как-то временно решил («Частное лицо спасает сборную России»). Генеральный секретарь РФС А. Воробьев (на исполкоме он единственный голосовал против вотума недоверия, 17 членов исполкома были «за», пятеро воздержались) рассказал о финансовых проблемах: «Существуют две гири, которые тянут нас вниз. Во-первых, это ресурсоемкий контракт с главным тренером сборной Фабио Капелло в отсутствие целевого источника финансирования. И те долги, с которыми нынешний президент Николай Толстых принял РФС. С помощью партнеров и спонсоров доходы составляют существенные суммы. Однако успешные выступления молодежных, юношеских, пляжных и футзальных сборных также требуют премирования. Надеюсь, на ближайшем исполкоме будет серьезный разговор о том, как ликвидировать дефицит бюджета».

Но вряд ли же все недоверие было связано с темой банкротства РФС. Хотя, разумеется, загадка: в футболе и вокруг него крутятся серьезные деньги, спонсоры, корпорации и т.п., а РФС при этом в финансовой яме. Вот что ли тут чисто вопрос личности Н. Толстых, который испортил со всеми отношения, и крупные спонсоры перестали поддерживать РФС? Заявления лиц, имеющих отношение к делу, надежно противоречат друг другу, так что — типичная политика, как таковая. Но это же футбол, а тут нюанс: есть как бы и объективная оценка отрасли — результаты сборной. Причем, они могут и не быть в прямой связи с темой Толстых и, скажем, приглашения все того же Капелло (вот В. Уткин чисто конкретно поясняет, что нечего на Капелло-то особо наезжать). Но — отрасль публичная, там все едино, так что все равно через какой именно край полезут эмоции. Дело всегда ситуационно.

В данном случае ситуацию окончательно сформировал слив контракта Капелло в «Новую газету». Понятие о характере слива дадут уже и заголовки на эту тему. Исходный (гигантский) материал «Капеллогейт». Международное расследование OCCRP и «Новой газеты»... «В финансировании главного тренера сборной России по футболу могли принимать участие компании и люди, замешанные в масштабных махинациях по отмыванию преступных средств». Или Спортс.ру, 8 фактов о контракте Капелло, которые не укладываются в голове

Но и тут интрига. Юрист компании Legal sport М.Прокопец ответил на обвинения, характер которых понятен из его ответа: «То, что мы опубликовали контракт Капелло – тоже абсурд. Когда одни и те же сливы появляются в одной и той же газете – против агентов, "Ростова", Капелло – понятно, кому это выгодно. Еще очевиднее это после чтения комментариев Василия Грищука в "Новой газете". Грищук – правая рука Николая Александровича. Он является членом юридического комитета, комитета по статусу и переходам игроков, комитета по агентской деятельности. Как можно говорить, что мы опубликовали контракт? По-моему, тут все очевидно».

Ну, собственно, выгода Толстых там видна, в сливе сразу же идет такой абзац: «Вообще-то особого секрета в том, кто именно пригласил Фабио Капелло в Россию, никогда не было, хотя об этом многие уже могли забыть (может быть, и те, кто приглашал). "В сборную России меня пригласил министр спорта Виталий Мутко, когда был в Риме на одном конгрессе, и вскоре я вылетел в Москву. Сегодня утром встречался с ним. Как раз говорили о ЧМ-2018. Он сказал, что меня хотят привлечь к подготовке к турниру", — это цитата Фабио Капелло с пресс-конференции еще июля 2012 года. Тогда Толстых еще не был президентом РФС, и новый контракт еще не был подписан. А итальянский тренер уже готовился к чемпионату мира в России, как будто не сомневался, что соглашение с ним продлят». Ну типа и причем тут Толстых?

А по факту (даже не рассматривая вариант «после этого» = «вследствие этого») состоялись исполком и вотум недоверия. И вот зачем этот популизм (обнародование контракта) могло понадобиться Толстых? Он рассчитывал (если это слил ФРС) отвести от себя тему контракта (окончательно связав его с Мутко), но что-то пошло не так? Ну а популизм тут потому, что кто ж, например, знает контракты и бонусы какого-нибудь начальства все равно какой российской госкорпорации. Впрочем, все это тут не о том, прав Толстых или нет, это о том, как все устроено – но тоже без оценочных суждений и публицистических выводов.

Ну а в этой кутерьме это понять сложно. Совершенно политическая модель относительно полит-персонажа, оказавшегося изолированным. Предмет претензий сразу же будет разнообразным: финансовое положение РФС, проблемы с фанатами, а также с полями и с результатами сборной. Все это, как уж принято, утыкается в одного человека (ну так и сам он не сделал ничего, чтобы так не было). А тогда тут каждый может найти интересное для себя. Разумеется, Толстых может вызывать неприятные чувства у большого количества людей, у каждого из которых на это будут свои причины. Деловые, например (в том числе — просто связанные с отношениями с тем же Мутко и др.). Пафосные (а вот сборная сейчас на ЧЕ не отберется... ). Или совсем лично-эмоциональные. При этом трансляции какого-то конкретно сформулированного недовольства не происходит (чтобы не так просто, что «проблемы с фанатами») — ну так эти люди не профессиональные политические ньюсмейкеры с расчетом стратегии на годы.

Так ведь ровно то же (хотя бы и расчеты впрок) не принято и в гос-политическом поле. История с РФС совершенно отвечает политической модели как таковой. Просто в отличие от других сфер применения политики тут все более-менее открыто. К тому же – более-менее понятно общественности. Ну, читатель знает, что есть такой РФС, знает про Капелло, сборная, сам футбол — все родное. Это входит в круг его интересов. Конечно, прямо он их отстаивать не может (пусть и имеет свое мнение), но сопереживаааать... Чисто политический момент. Как бы даже политика как таковая в зародыше, который все никак не начнет развиваться. Но вот, дальше ведь будет и развитие совершенно уже конкретной политики.

То есть, исполком выносит вопрос о досрочном прекращении полномочий Толстых на конференцию РФС. А там процедура — вполне даже демократическая. В частности:
— голосовать за или против отставки Толстых могут члены РФС (сейчас их 190). Это 81 региональная федерация, 9 межрегиональных объединений, различные лиги и клубы (от «Зенита» до «Дагдизеля» и «Мордовочки»).
-— при этом каждый делегат имеет минимум один голос. Но региональные федерации должны иметь не менее 75% от всех голосов на конференции. «Поэтому голоса региональных федераций стоят дороже — например, на выборах президента галочка одного делегата может считаться за 3-4 голоса».
-— «Чтобы конференция могла состояться и отправить Толстых в отставку, требуется присутствие делегатов от более чем 50% членов РФС (то есть более 95 человек). Если кворум не достигнут, заседание переносится на следующий день, в дальнейшем решение о проведении конференции принимает исполком».

Толстых будет снят, если конференция соберется, и за отставку проголосует более половины от собравшихся. Совершенно ведь демократическая процедура. В том числе — открывающая возможности для уговоров, лоббирования и и т.п, что, несомненно, есть неотъемлемая часть любой политики. Но, похоже, при любом раскладе все равно останется вопрос: так что будет конкретной причиной голосования? Или это все ровно по совокупности личных чувств собравшихся к Н. Толстых как таковому плюс к темам, предполагаемо связанным с ним? Но это естественные недостатки развивающейся демократии, да и как еще в нынешней модели может быть?

Но зато перспективы! «Советский спорт» затеял интригу, сообщив, что в случае отставки Н. Толстых президентом РФС может стать С. Капков. Это, вообще-то, серьезно. Капков возглавлял фонд «Национальная академия футбола», который, в частности, платил зарплату Хиддинку. Даже так: «Как утверждал Капков, фонд создал он "со своими единомышленниками и товарищами", а попечительский совет академии возглавил Абрамович, который также "финансировал часть футбольных программ"». В апреле 2006 года Капков стал вице-президентом Российского футбольного союза, а в 2011-ом вошел в состав организационного комитета по проведению чемпионата мира по футболу — 2018 в России.

Мало того, в 2011-ом была такая история (это из интервью Капкова «Дождю»): 

— Фурсенко плохой руководитель российского футбола?
— Нет. Я считаю, что спорт является зеркалом общества, особенно футбол. Как общество относится к футболу и спорту, такая и характеристика президента РФС. Мутко соответствовал тому запросу общества. Нужны были какие-то победы, популизм, воодушевление. Он этим заряжал.
— Что нужно обществу сейчас?
— Общество нуждается в победах. Любое общество, Россия или Великобритания. При победах общество гордится своей страной.
— Вам не обидно, что не вы стали президентом РФС, а Фурсенко?
— Нет. Меня прочила общественность. Интернет-сообщество, болельщики. Я думаю, если бы было общественное голосование, я бы выиграл. Но я также понимаю, как устроено назначение на такие важные политические должности.
— Вы сами хотели стать главой РФС?
— На тот момент хотел, но сейчас очень счастлив, что ничего не вышло"

Ну а если возникла тема Капкова, то, пожалуй, все это уже и в самом деле самая настоящая политика.