29 марта 2024, пятница, 01:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

П.Порошенко и задачи на год

Ежегодное Послание Петра Порошенко к Верховной Раде
Ежегодное Послание Петра Порошенко к Верховной Раде
Фото: president.gov.ua

Президент Украины П.Порошенко выступил с ежегодным посланием к Верховной Раде. Доклад большой, 17 страниц Таймсом-12. Обо всем главном, но, все же не обо всем.

Коль скоро это ежегодное послание, то в конце непременно будут заявлены задачи на год. Да, вот они: деолигархизация, дерегуляция, децентрализация и демонополизация. Создание инфраструктуры для борьбы с коррупцией, очищение судебной власти, налоговая реформа. В 2016-ом должен начаться экономический рост, начнется индексация зарплат и пенсий. Реформа здравоохранения ("хватит дурить людей байками про бесплатную медицину"), повышение тарифов ("одна из самых тяжелых и наиболее болезненных реформ, тяжелее которой уже не будет"). Повышение обороноспособности, безвизовый режим с ЕС. Программа Go Global – это про то, что изучение английского должно стать стратегическим приоритетом и обязательным требованием к соискателям госдолжностей. Электронное правительство.

Соответственно, эти позиции обсуждались и внутри послания. Тут можно заметить, что в задачах на год не упомянута ситуация в Донбассе. То есть, это не в ряду того, что надо решить, их как бы и нет. Вокруг этого есть: уровень обороноспособности оценен как минимальный, сказано о том, что надо быть готовым к агрессии со стороны сепаратистов или даже к полномасштабному вторжению России. Ну а дипломаты не должны допустить снятия санкций с России до урегулирования востока и Крыма. Но это все как бы ответные реакции, о прямой и конкретной активности речи нет. В принципе, понять можно: все остальное тоже надо выстраивать, а что можно выстроить, если с Донбассом все неопределенно и надолго? Но, с другой-то стороны, а как можно строить остальное при наличии такой неопределенности? Впрочем, внутри послания по этому поводу было сказано уже более развернуто, упоминая и действия Украины. Ну, поскольку это не главные задачи, так об этом и ниже. Сначала особо конкретные заявления Порошенко.

 
Фото: president.gov.ua

- Порошенко пояснил, что не вводит военное положение, чтобы Украина оставалась демократичной и не стала жертвой России. Он пояснил, что "на ограничение прав и свобод имели как моральное, так и юридическое право в виде закона о военном положении". Но он не мог пойти на то, чтобы в Украине была разрешена цензура, запрет партий, ограничения на передвижения, комендантские часы, всеобщая мобилизация, конфискация и другие параметры военного положения. Даже вот так: "несмотря на то, что этот режим дает гораздо больше власти лично мне, не мог на это пойти... Я понимал, каким шоком и испытанием это станет для моих соотечественников. Украина может существовать только как демократия. Иначе нас не будет. Авторитарная Украина останется без поддержки мира, потеряет одно из ключевых отличий от России и станет ее добычей".

- Порошенко и НАТО: "Сегодня, согласно опросам общественного мнения, количество сторонников вступления в НАТО – впервые в истории Украины – превышает количество противников. В общенациональном масштабе мы бы легко выиграли референдум о вступлении, но здесь после запятой объективно возникает несколько "но". Внутренние: это едва ли не единственный вопрос, в котором еще остаются расхождения между регионами. И внешние: многие партнеров не очень приветствуют такие быстрые и фундаментальные изменения в общественном мнении и не склонны прямо сейчас открывать нам двери в НАТО. Я о реалиях, а не (том, что) на бумаге".

- Порошенко заявил, что заставит монополистов мириться с жестким государственным регулированием или продавать свои доли. По его утверждению, потери от картельных сговоров оцениваются от 10 до 22% ВВП, а до 40% товаров и услуг реализуются на монополизированных рынках. Вывод: следует принять политическое решение об ограничении максимальной доли на рынках уровнем максимум 50%, а в наиболее важных секторах и 30%.

- Эта тема получила и эмоциональное развитие: "Из непрозрачного газового угара больше не будут зажигаться звезды рейтинга Forbs, и угольными дотациями из бюджета мы не будем кормить угольно-металлургических баронов. Там, где в государстве есть контрольный пакет, он будет в реальности, а не только на бумаге. И что я получил на такую политику? Брязканье оружия частных армий, замаскированных под шахтеров-титушок, провоцирование веерных отключений электроэнергии, закрытие заводов, черный пиар. Каждый, кто подлежит деолигархизации, вооружен большим общенациональным каналом и, обороняясь, гатит по мне из всех информационных "Градов".... И остановит меня такое сопротивление? Нет. И курс на деолигархизацию будет продлено из позиции моей самодостаточности и независимости, чего бы мне это не стоило. Потому что без победы в этой борьбе Украина не выживет". Ну а одним из инструментов деолигахизации Порошенко назвал переход к бюджетному финансированию политических партий.

- А вот и газ: "Монополии и шантажу "Газпрома" положен конец. И хотя Стокгольмский арбитраж только в 2016 году вынесет решение по нашему иску к "Газпрому", мы уже в значительной мере ликвидировали негативные последствия контракта 2009 года". По его версии, в первом квартале 2014-го зависимость Украины по газу от России превышала 90%, "В первом квартале текущего года доля российского газа в экспорте составляла лишь 37%. И мы уже имеем более 10 поставщиков газа из Евросоюза. Это одно из самых существенных изменений стратегического порядка в наших реформах, которое надо безвозвратно закрепить в предстоящие год-полтора",

 
Фото: president.gov.ua

- Порошенко и Конституция: "Надеюсь, что Конституционная комиссия вот-вот завершит проект изменений к основному закону в части децентрализации, а вы, уважаемые депутаты, уже на текущие сессии направите эти изменения в Конституционный суд, чтобы осенью их принять окончательно". Разумеется, было упомянуто, что "децентрализация не имеет ничего общего с федерализацией": "Украина была, есть и будет унитарным государством. Есть круг вопросов, которых децентрализация не коснется, где роль центра наоборот увеличится. Это касается обороны, нацбезопасности, внешней политики и борьбы с коррупцией, соблюдения законности, прав и свобод граждан, территориальной целостности".

Да, о России — вот только в связи с газом, по поводу агрессии, а также в публицистических ремарках.

Послание и Донбасс

Теперь, что в послании по поводу Донбасса. Вообще, нюанс в том, что украинская политика чуть ли не сверхоткрытая. Причем, это даже и не имитация. Понятно, какие-то соображения останутся между своих, еще какие-то где-нибудь глубоко внутри каждого, но на поверхность лезут все мнения подряд и в большом количестве. Что уж, чуть ли не все политики ведут фб, в котором сообщают о каждой мысли, соображении, чувстве и оценочном суждении (они — всегда обязательны), которые пришли им в голову в данный момент. Классическая уже схема, когда сначала фб, потом выступление в Раде, потом интервью СМИ, ну и так далее. Или в другой последовательности: фб, интервью, Рада. Особенно часто так бывает в двух случаях: когда понимания реального положения дел много (как, например, в ситуации с "олигархами", тут уже и Порошенко высказался по теме своими "информационными "Градами"") или когда о реальности вообще мало что известно. (это случай Донбасса). Ну а когда мнений очень много, то это уже практически шум и не вполне понятно, что на свете вообще осталось реального. Скажем, Ю.Луценко выдумывал за П.Порошенко, когда утверждал, что президент — за блокаду, или как? Даже и не специально выдумывал, но в тот момент ему так показалось, а потом он и сам в это поверил?

За исходную точку для входа в эту тему в ее нынешнем состоянии можно взять интервью директора Украинского института анализа и менеджмента политики Р.Бортника "ГолосуUA". Про его словам, "Украина может вернуть Донбасс, лишь открыв культурные и экономические границы Посылать на эти территории больше гуманитарных конвоев, чем это делает Ринат Ахметов или Россия. Украина там должна присутствовать сейчас, на начальном этапе реинтеграции, максимально. Мы же пока достигли лишь «вымывания» всего украинского, вытеснения украинских товаров, услуг. Это огромный рынок, 3 млн населения. И он сейчас активно захватывается российскими предпринимателями. Таким образом, создается еще один барьер для возвращения Донбасса в Украину".

При этом уже было интервью министра внутренних дел Р.Авакова "Лиге", который требовал фактического отторжения востока страны. Понятно, силовики предпочитают думать на краткосрочную перспективу, а Бортко говорит о длительной. И вот сейчас как-то понятно, что пора уже определиться. Что будет, если такая короткая стратегия перейдет в долгосрочную, примерно понятно. Но, чтобы этого не произошло, должна ведь появиться и долгосрочная? А где она? В послании ее не было. Причем, понимания этого момента (в частности — хотя бы и "вымывания всего украинского") явно нет.

Итак, руководитель фракции БПП Ю.Луценко заявил в Раде, что "Президент Украины считает, что раковая опухоль подлежит блокаде. Практика главы Луганской военно-гражданской администрации господина Москаля, который запретил какое-либо передвижение транспорта, признана правильной, она должна быть распространена и на территорию Донецкой области". Затем на ТВ он подтвердил еще конкретнее: "Все наши граждане, которые понимают эту ситуацию, должны выехать на свободную территорию Украины "Крупные промышленные предприятия, которые зарегистрированы в Украине, будут провозить свои грузы и платить налоги. Но грузы с продовольствием, товарами народного потребления на оккупированные территории Донецкой и Луганской области не должны идти. Это твердое решение Президента".

 
Фото: president.gov.ua

Подставил ли он тем самым Порошенко? А вот и не понять. Эту тему в послании можно понимать и так, и этак: "Мы хотим и готовы хоть сегодня возобновить все экономические связи с временно оккупированными территориями Донетчины и Луганщины, снять все внутренние барьеры и ограничения на пути людей и товаров, но при условии, что мы, Украина, восстанавливаем контроль над внешней границей. Если нет – дорогие мои, незачем сетовать на жесткий контроль по линии столкновения. Сейчас украинские гуманитарные грузы и пенсии, которые получают те, кто зарегистрировался на свободной от террористов территории, – максимум допустимого. Содержать и дотировать убийц-боевиков, помогать держаться на плаву бандитам Киев не будет".

То есть, по факту Порошенко тут самоустранился словами о "максимуме допустимого". Что это такое и как применить данные слова на практике? Например, можно же разрешать и менее максимума (главное ведь, чтобы не более?), а делать это будут именно силовики. Словом, классика — партия войны (короткие сроки) и партия мира (сроки такие длинные, что неопределенные).

Но они сойдутся, уже сходятся. 29 мая в Краматорске Порошенко заявил, что "Сегодня крайне важно провести настоящие демократические местные выборы, когда Донбасс будет иметь своих представителей не в виде полевых командиров, а тех, кого демократически избрали жители региона". Но как выбор таких представителей возможен в обстановке блокады? Несколько, в общем, сомнительная агитация за общеукраинские ценности. Значит, процесс пойдет не в ту сторону, на которую рассчитывает пороженко, а это может привести к очередным нервным решениям власти.

То есть, для Порошенко восстановление отношений с регионом возможно только после восстановления контроля за границей. А по минскому протоколу, выборы предполагались до контроля. Но даже не этом дело — выборы переносить с осени 2015 года он не хочет. Что ли имеется в виду, что они пойдут в ограниченном варианте — без все тех же областей, как и президентские? Но как тогда быть с неподконтрольной частью? Все мысли и планы не ее счет (за вычетом блокады той или иной степени жесткости) отнесены в некое будущее, этак до морковкина заговенья. Ну а слова "вымывание украинского" уже произнесены. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.