Адрес: https://polit.ru/article/2015/06/19/rybtsov/


19 июня 2015, 09:03

«Мне всегда было интересно заниматься практической философией»

18 июня в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица» прошла встреча-диалог с председателем совета Вольного исторического общества, заместителем по науке генерального директора Музейного объединения «Музеи Москвы» Никитой Соколовым и членом Совета Вольного исторического общества, руководителем Центра философских исследований идеологических процессов Института философии РАН, членом КГИ Александром Рубцовым на тему «Какое прошлое нужно будущему России?».

Мы побеседовали с Александром Рубцовым.

Расскажите, пожалуйста, что вас привело в КГИ?

На всякий случай еще раз: КГИ – это Комитет гражданских инициатив. Мы с моими друзьями и коллегами вплотную занимались этой темой еще с 1993 года, когда провели большой двухдневный семинар под названием "Гражданские инициативы – повседневная практика либерализма". Тогда была идея собрать представителей всех движений и попытаться увидеть это как целое. Отчасти – просто познакомиться и перекрестно опылиться. Эффект был сильный: люди увидели, как их много и какие они непохожие, но при этом как много у них общего, хотя все занимаются совершенно разными вещами: правами потребителей, экологией, защитой заключенных, образованием, СМИ... Ну да, и политикой. Мы тогда увидели общий знаменатель, общую позицию. И состав был сильный: от Абрамкина, Алексеевой и Аузана до Наталии Фонаревой, бывшей тогда замминистра антимонопольной политики. В то время власть еще могла без дури и на равных говорить с неангажированными инициативами.

Потом у нас на Волхонке, 14 долгое время собирался Клуб гражданских инициатив, был даже свой "освещающий" в прессе и в эфире – Леонид Никитинский. Тогда эту сборку особенно поддерживала Элла Памфилова, а главным контактером с "режимом" был Евгений Гонтмахер. Поэтому когда Женя мне позвонил по поводу идеи КГИ, для меня вопросов не было. И сейчас есть вопросы к отдельным пунктам работы Комитета, но не к инициативе и к позиции в целом.

В самой этой теме привлекает идея гражданской активности без привязки к политике в узком смысле этого слова. Когда надо починить крышу или закопать канаву, нормальные люди забывают, кто красный, а кто белый. Это важно. Особенно это важно сейчас, когда страна сползает неизвестно куда, а крыша вот-вот обвалится. Если что-то и делать, то желательно вне партий и без прямой привязки к начальству. И не только в центре, но и в провинции, у моря – везде где еще есть люди с нормальными представлениями, с нетраченной совестью и ответственностью. Кстати, классический русский либерализм, например, уровня Чичерина, ближе именно к такому пониманию гражданской инициативы. Да и вся постсовременная философия истории и политики, от Броделя до Фуко, сдвинута к обыденным практикам, к структурам повседневности, к микрофизике власти... Главное вершится под "пылью событий".

Гражданские инициативы – если, конечно, они честно гражданские – именно про это. Мне всегда было интересно заниматься в том числе практической философией.

Какова, на ваш взгляд, роль гуманитарных проектов КГИ?

Ну, во-первых, мне почти нравится сбалансированный состав основных членов КГИ, в котором много людей гуманитарного профиля. Во-вторых, кто не знает, сам Кудрин, как ни странно, человек с гуманитарными интересами, а вовсе не здоровый замедленный арифмометр, каким он кажется практически всем. Кстати, там не случайно целая история с Европейским университетом в Ленинграде... Ну хорошо, в Санкт- Петербурге.

Что касается собственно гуманитарных проектов КГИ, то здесь пока есть, мягко говоря, недоработки, но мы сейчас подготовили к запуску большой и долгоиграющий проект под названием «Гуманитарный контекст», в котором будут представлены темы сознания, идеологии, культуры и культурной политики, общественной морали, сдвигов и инерций ментальности. Там интересно не только содержание, но и необычный формат работы, на котором мы хотим обкатать новую версию журнала «Отечественные записки», издание которого сейчас приостановлено, надеюсь, опять временно. Это будет такой совсем новый «вертикально интегрированный» ресурс, сочетающий оперативный интернет с бумажной и почти книжной версией, но об этом позже.

Расскажите, как появилась идея создания Вольного исторического общества.

Это все к Никите Соколову. От себя лишь добавлю, что это в чистом виде гражданская инициатива, классическая, в лучших традициях и в строгом дистанцировании от сиюминутной политики и объятий власти. В скором времени запустим живой сайт, там все сами увидите. Мне вообще нравится такой намечающийся гуманитарный кластер с гражданскими движениями, свободными общественными объединениями, сетевыми ресурсами, журналами, научной гуманитаристикой. Сейчас для всего этого время самое трудное, но и самое востребующее.