НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 24 июня

На месте крушения Boeing 777
На месте крушения Boeing 777
Фото: nu.nl
 

В среду появилась информация, что Нидерланды намерены создать международный трибунах по делу о крушении «Боинга», который был сбит в июле прошлого года в небе над Донбассом. По сообщению РБК со ссылкой на источники в Нидерландах, к этому Амстердам подтолкнули существующие юридические и политические сложности с делом по MH-17. Поэтому у руководства страны есть намерение сосредоточиться на создании международного суда при поддержке Совета Безопасности ООН. При этом, по словам одного высокопоставленного чиновника, такой путь является лучшим вариантом, так как в правительстве ожидают, что таким образом лучше всего удастся наладить сотрудничество всех сторон.

Сообщается, что обсуждаются и другие правовые варианты, но тем не менее считается, что успех в этом деле более вероятен именно при рассмотрении дела в международном трибунале.

Напомним, что 17 июля 2014 года пассажирский самолет Boeing 777, следовавший рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в районе Донецкой области. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа, находившиеся на борту самолета, погибли. В настоящее время продолжается расследование, на октябрь назначена публикация отчета о расследовании Совета по безопасности Нидерландов. До этого момента не будут публиковаться обвинительные акты.

Директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений ИГСУ РАНХиГС Дмитрий Матвеев разделяет мнение, что такой путь сможет изменить состояние расследования: «Я думаю, что если этот трибунал по решению Совета Безопасности действительно будет создан, то он получит достаточно серьезную компетенцию, как уже существующие трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии. Это действительно ситуацию в какой-то мере изменит, уже в другой плоскости будет происходить и расследование, и привлечение подозреваемых и виновных, и так далее. Но с другой стороны, мне кажется, что в текущей ситуации будет сложно достичь согласия сторонам, чтобы такой трибунал создать», —  считает эксперт РАНХиГС.

По его словам, для принятия столь серьезного решения на уровне Совета Безопасности необходимо согласие ведущих мировых держав, чтобы никто не заблокировал эту инициативу. «Мне кажется, что ситуация в мире на сегодняшний день настолько полярная, что такого согласия будет сложно достичь», — говорит Матвеев.

«Резюмируя, если этот международный трибунал создадут, это будет серьезный шаг. И кого он будет преследовать, можно только догадываться. Но то, что он будет создан, мне представляется не очень вероятным», — заключает Дмитрий Матвеев.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ИГСУ РАНХиГС Кира Сазонова считает, что международный трибунал по «Боингу» может оказаться неоднозначным решением: «Деятельность международных трибуналов, в том числе трибуналов по бывшей Югославии, по Руанде, по Сьерра-Леоне и Ливану, в целом, неоднозначно оценивается международным экспертным сообществом. С одной стороны, передача вопроса на наднациональный уровень позволит рассматривать дело на основе международно-правовых норм, которые будут прописаны в учредительном документе трибунала, что предпочтительнее, по сравнению с разбирательством в национальном суде, который опирается на нормы конкретного законодательства», —поясняет эксперт академии.

«С другой стороны, существенными недостатками подобных процессов являются длительность рассмотрения, а также их высокая затратность. Кроме того, нет никаких гарантий объективности судейской коллегии и отсутствия ангажированности судей (достаточно вспомнить явный антисербский настрой трибунала по бывшей Югославии)», — добавляет Сазонова.

При этом, по ее словам, дело «Боинга» примечательно, прежде всего, крайней политизированностью. «Решение по данному делу может стать «последней каплей» в формировании международного общественного мнения относительно конфликта на Украине, а также  в определении «правых и виноватых». Судебная ошибка в данном случае может очень дорого стоить. В то же время, дело уже имеет широкий резонанс, поэтому международное объективное судебное расследование с весомой доказательной базой явилось бы логичным завершением  данного процесса», — полагает доцент РАНХиГС Кира Сазонова.

Напомним также, что после катастрофы возникли разные версии причин произошедшего. Так, Киев обвинил ополченцев самопровозглашенной Донецкой народной республики, которые, по одной из версий, сбили самолет ракетой «земля-воздух». В Министерстве обороны Российской Федерации придерживаются версии, что «Боинг» был сбит украинской стороной, либо штурмовиком военно-воздушных сил Украины, либо комплексом «Бук-М1».

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.