За рубежом. Новости англоязычных СМИ, 6 июля

Главная тема, обсуждаемая западными изданиями – исход греческого референдума. В минувшее воскресенье 61,31% греков проголосовали против подписания соглашения о предоставлении финансовой помощи при условии бюджетных сокращений. За подписание отдали голоса 38,69% граждан (при явке 62,5%).

Итог референдума как спасение ЕС

Пол Кругман, который раньше в своей колонке на NY Times призывал греческих граждан проголосовать на референдуме против бюджетных сокращений, теперь торжествует. По его мнению, такой исход голосования стал залогом выживания Евросоюза. Кампания с шантажом и запугиванием, которую устроила еврогруппа, чтобы запугать греков, не сработала. Если бы было наоборот, это бы стало катастрофическим прецедентом для ЕС, который создавался на демократических основаниях, оказавшихся теперь под угрозой. Остается вопрос пребывания Греции в еврозоне. По мнению Кругмана, выход из зоны единой валюты – это для Греции наименьшее из зол, так как финансовая система еврозоны уже показала свою дисфункциональность.

Могло бы быть хуже

Wall Street Journal пытается быть умеренно оптимистичным. Европейские биржи по итогам референдума в Греции, конечно, упали, но не так сильно, как прогнозировали многие инвесторы. Этому немало способствовала эксплицитно выраженная готовность греческого правительства возобновить переговоры с кредиторами и ожидание, что европейский центробанк пойдет навстречу. На биржевом рынке за пределами Европы в понедельник тоже было относительно спокойно (по сравнению с прогнозами), и это говорит о том, что ситуация вполне рабочая. Это не значит, что спад не будет продолжаться еще некоторое время. Кроме того, есть вероятность, что если Греция всё-таки выйдет из еврозоны, для биржевых рынков это станет серьезным потрясением, а инвесторы будут очень настороженно относиться к Португалии и Испании.

Кризис европейской интеграции

Журнал Time объясняет, почему греческий кризис важен для всех. Наиболее прагматическая причина в том, что он может сильно сказаться на мировой экономике, хотя экономика Греции составляет всего 0,3% глобального ВВП. Тем не менее, от ее возможного выхода из еврозоны ожидают последствий, сопоставимых с тем, что произошло после коллапса Lehman Brothers. И ожидают небезосновательно, однако здесь дело не в эффекте домино, который имел место в 2008 г., а в том, что из-за этих событий упадет доверие к евро, и это ударит по всем странам, входящим в еврозону. Еврозона, в свою очередь, представляет собой один из столпов мировой экономики – наряду с США и Китаем. Это может также повлечь собой и политический кризис, который затронет не только страны еврозоны, но и весь Евросоюз как проект европейской интеграции.

Предвзятый МВФ

Huffington Post пишет, что необходимы перестановки на высшем уровне в МВФ. Кризис в Греции – это системное явление, поэтому его никак нельзя считать проблемой именно Греции. Для решения такой проблемы между государством-должником и кредитором должны быть, прежде всего, партнерские отношения. Вместо партнерства МВФ (и прежде всего, возглавляющая его Кристин Лагард) только ужесточал условия. Что характерно, Лагард – француженка, и велика вероятность, что она предвзята, будучи представительницей одной из богатейших стран еврозоны. Всемирный банк, традиционно возглавляемый американцами, вел себя гораздо мягче, просто потому что США в принципе в этой ситуации были скорее сторонним наблюдателем. Разумнее всего было бы сделать так, чтобы руководителями МВФ были представители развивающихся демократических стран – Индии, Бразилии, Индонезии. Это могло бы обеспечить и необходимую непредвзятость, и понимание специфических долговых проблем.

Расизм и США

The Atlantic обратился к разгоревшейся в американских СМИ полемике о расизме в области специального образования для детей с ограниченными возможностями. Двое исследователей опубликовали недавно статью в которой утверждается, что в специальных образовательных учреждениях процент чернокожих детей и латиноамериканцев существенно ниже, чем процент белых, а это значит, что среди небелых детей кто-то вытесняется за пределы помогающей системы. До этого исследования бытовало как раз обратное мнение: что у небелых детей чаще диагностируют отставание в развитии и определяют в спецшколу, так как белым детям больше сходит с рук (потому что они белые). В итоге возникла очень энергичная дискуссия. Которая из версий ближе к действительности, судить трудно, но сам факт дискуссии указывает на то, что проблемы, связанные с расовой принадлежностью, в специальном образовании присутствуют.