Со дна на день

«Дно» кризиса еще впереди, а падение ВВП России замедлится не раньше четвертого квартала — таково усредненное мнение экономистов как в России, так и за рубежом. В отличие от кризисной ситуации 2008-2010 годов, спасение экономики придет не от государства, а от корпоративного сектора.

Согласно проведенному агентством Reuters опросу аналитиков из 15 ведущих российских и иностранных банков, темпы сокращения ВВП России во втором и третьем кварталах составят 4,1 процента. В последнем квартале года снижение составит 3,7 процента. Месяцем ранее предполагалось, что 3,7 процента будет пиком скорости падения экономики в третьем квартале.

Курс рубля в течение лета будет достаточно стабильным, несмотря на усиление внешних рисков. Ослабление в пределах одного рубля к доллару ожидается лишь осенью. Через 12 месяцев курс доллара составит 56 рублей против нынешних 55,6 рубля.

Сокращение инвестиций в июне оценивается в 8 процентов, по сравнению с 7,6 процента в мае. Падение розничного оборота оценивается в 8,5 процента, при том, что месяцем ранее торговля сократилась на 9,2 процента.

Инфляция, по мнению аналитиков, продолжит постепенно замедляться, сократившись с 15,8 процента в мае до 15,5 процента в июне. При этом экономисты ухудшили прогноз роста цен на конец года с 11,6 до 12,1 процента.

Эксперты также ожидают дальнейшее понижение ключевой ставки Центрального Банка, которая к концу года должна достигнуть 9,5 процента, а по самым оптимистичным оценкам — 8 процентов.

Прибыль прибыла, потребление убыло

По мнению участвовавших в опросе специалистов Bank of America, 2015 год стал худшим для потребителей с 1998 года. В России потребление снизилось на 9 процентов: это выше показателей 2009-го года. В российском «Альфа-банке» и вовсе предположили, что текущий год станет концом потребительской модели экономического роста, доминировавшей в России на протяжении 15 лет. С 2009 года локомотивом роста было именно потребление, увеличившееся к 2015 году на 22%, при увеличении ВВП лишь на 6%.

Аналитики Merrill Lynch подходят к ситуацию с другой стороны. Они обращают на тот факт, что текущий год стал весьма успешным для получения корпоративной прибыли. И это, несмотря на санкции, высокую стоимость заимствований и умеренные цены на нефть.

Потери при падении стоимости нефти компаниям помогла компенсировать девальвация рубля. Только в первом полугодии 2014 года прибыль в корпоративном секторе поднялась на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекордные прибыли с продаж зафиксированы и Росстатом – по данным ведомства, они уже превысили 2,9 триллиона рублей. Однако, главным фактором роста прибыли стало увеличение цен, то есть, данный показатель был оплачен из кармана простых потребителей.

Ускорившаяся инфляция привела к сокращению реального уровня зарплат. В отличие от реалий кризиса 2008 года, корпоративный сектор имеет возможность влиять на зарплаты, не ощущая давления со стороны государства, отказавшегося от индексаций выплат бюджетникам и установившим минимальный уровень индексации пенсий. Возможный отказ от индексаций в 2016 году снизит активность потребителей, однако ослабит давление на корпоративный сектор, что снова приведет к росту прибылей.

Аналитики Merrill Lynch уверены, что рост прибылей продлится весь 2015 год, и, скорее всего, будет отмечаться и в 2016-м Корпоративному сектору предстоит сыграть роль локомотива при восстановлении экономики, так как прибыли корпораций исторически стали стимулом к инвестициям в РФ. Экономисты уверены, что со следующего года инвестиции начнут постепенно восстанавливаться, оказав поддержку ВВП. В нынешнем году ожидать восстановления инвестиционного интереса не приходится.

В Россию пришла ранняя дефляция

Обнадеживающие россиян данные накануне привел и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По оценке его ведомства, в третьем квартале текущего года цены на непродовольственные товары снизятся в среднем на 2-2,5 процента. Пока дефляция отмечается только в части продовольственных товаров. При этом она является сезонным явлением, так как связана с поступлением на прилавки овощей и фруктов нового урожая. В июне впервые с 2011 года падение цен на сезонную продукцию произошло уже в первый летний месяц — продовольственная дефляция обычно наблюдается в России не раньше середины лета. Ранее в Минэкономразвития дефляцию прогнозировали лишь в августе и частично в сентябре.

По данным Росстата, свидетельствующим о дефляции, в России снизились цены на яйца (на 5,4 процента), овощи (на 5 процентов), крупу (на 1,4 процента) и другие продовольственные товары. Из тех же данных статистического ведомства следует, что на непродовольственные товары цены, наоборот, выросли. Прежде всего это касается медикаментов. Подорожали такие лекарства, как левомеколь, анальгин, валокордин, ртутные термометры. Также заметно выросла стоимость проезда в купейных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов дальнего следования.

Одновременно Алексей Улюкаев не исключает некоторого ослабления рубля на фоне событий в Греции. Он отмечает, что ситуация в Греции напрямую не влияет на экономику РФ, так как объем торговли и инвестиций между двумя странами незначительный, но на фоне событий в Афинах возможны колебания курсов валют и снижение цен на нефть. Сложившаяся в Греции ситуация, по мнению главы Минэкономразвития, может привести к небольшому оттоку капитала с развивающихся рынков.