Не время для трибунала

Президент Владимир Путин в телефонном разговоре с главой нидерландского правительства Марком Рютте заявил, что время для создания международного трибунала по катастрофе Boeing в Донбассе еще не пришло. Ранее российские власти однозначно отвергали саму идею создания такого трибунала.

Телефонный разговор между лидерами двух государств, как сообщает пресс-служба Кремля, произошел по инициативе Нидерландов. В этом разговоре Владимир Путин «подробно разъяснил российскую позицию относительно преждевременности и контрпродуктивности инициативы... по учреждению международного трибунала для уголовного преследования лиц, ответственных за уничтожение малайзийского авиалайнера».

По мнению российского президента, для принятия решения о судебных механизмах и привлечении к наказанию виновных в этом преступлении необходима активная работа по завершению международного расследования, которое должно быть тщательным и объективным, носить независимый и всесторонний характер — как и говорится в резолюции Совбеза ООН №2166 от 21 июля 2014 года.

При этом глава российского государства обратил внимание Рютте «на недопустимость "вбросов" в СМИ разного рода версий, носящих откровенно политизированный характер».

В российском МИДе во вторник резко раскритиковали идею создания трибунала, назвав его «неадекватным механизмом». В ведомстве раскритиковали в принципе практику создания международных трибуналов, а также призвали «вернуться в правовое поле резолюции ООН № 2166, которая остается единственной приемлемой основой для сотрудничества стран при установлении причин гибели малайзийского лайнера». «Никто не предлагал создавать трибунал ни в 1988 году, после того как был сбит иранский пассажирский самолет над Персидским заливом, ни в 2001 году после поражения российского гражданского самолета авиакомпании "Сибирь"», — напомнил российский МИД. Также на Смоленской площади вызвал возмущение тот факт, что «российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, имеющимся у международной группы по техническому расследованию».

Напомним, пассажирский самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, упал в Донецкой области 17 июля 2014 года. На борту лайнера находились 298 человек, все погибли. Несмотря на то, что катастрофа произошла в небе над территорией, которую на тот момент контролировали сепаратисты из ДНР, однозначно признать их виновными не удалось.

Существует множество версий, согласно которым вина за сбитый гражданский самолет лежит на украинских военных, все они выдвигаются либо руководством «народных республик», либо российскими властями или близкими к ним структурами.

Некоторые, например, утверждают, что гражданский лайнер сбил украинский истребитель. Другие говорят, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух», но выпущена она была не сепаратистами, а украинскими военными, хотя в распоряжении «народных республик» никакой авиации никогда не было.

Версия другой стороны — самолет был сбит из установки «Бук», которой управляли то ли российские военные, то ли сепаратисты.

Расследование было начато Национальным бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, но уже 23 июля для объективности оно было передано Совету безопасности Нидерландов, который привлек экспертов из Австралии, Франции, Германии, Индонезии, Италии, Малайзии, России, Украины, Великобритании и Соединенных Штатов. В принципе можно было обойтись и без российских экспертов — в этой катастрофе россияне никак не пострадали, самолет упал над территорией Украины и летел из Голландии в Малайзию.

Нидерланды завершили работу над проектом доклада о крушении MH-17 1 июля 2015 года. Документ передан представителям стран-участник расследования, в том числе и России, и официально пока не публиковался, ожидается, что общественности он будет представлен в начале октября. Но американский телеканал CNN со ссылкой на знакомые с документом источники опубликовал предварительные выводы голландских экспертов.

Следствие, свидетельствуют источники CNN, пришло к выводу о том, что за крушение ответственны сепаратисты. В докладе содержатся указания на тип ракеты, которой был сбит Boeing, и траекторию движения ракеты, которая была выпущена с подконтрольной сепаратистам территории.

О том, что Нидерланды обратились в ООН с просьбой создать международный трибунал по катастрофе Boeing 777, стало известно в конце июня. В Гааге посчитали, что рассмотрение дела именно в международном трибунале, а не в национальном суде, с большей вероятностью обеспечит успех в будущем процессе. К середине июля инициативу по созданию трибунала официально поддерживали уже пять стран: об этом заявили представители Нидерландов, Малайзии, Украины, Австралии и Бельгии.

Проблема в том, что международный уголовный трибунал создается решением Совета безопасности ООН, а Россия имеет в нем право вето и может заблокировать любое решение. Вообще же международные трибуналы имеют достаточно специфический статус.

Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио были созданы еще до оформления современной структуры Организации Объединенных Наций и не могут считаться полноценными прецедентами.

Всего ООН было создано только два полноценных международных трибунала. Первый — международный трибунал по Югославии, второй — трибунал по Руанде, который занимается преследованием ответственных за геноцид народа тутси в 1994 году. Оба этих суда созданы при ООН и имеют в своем составе три органа: непосредственно судебные палаты, независимого обвинителя и секретариат. Суды эти действуют независимо от национальных правительств и руководствуется исключительно международным правом.

ООН также поддерживает другие судебные механизмы, так называемые гибридные трибуналы. Такие суды создаются в сотрудничестве с национальными властями под эгидой ООН и с учетом специфики каждой ситуации. Так, например, был создан Специальный трибунал по Ливану для расследования убийства бывшего премьера республики Рафика Харири, в Камбодже работали Чрезвычайные палаты, которые разбирали дела времен правления в стране Красных кхмеров, работает Международная комиссия по борьбе с безнаказанностью в Гватемале, с ее помощью национальные власти хотят справится с организованный преступностью. Специальная комиссия ООН занималась расследованием обстоятельств, окружающих убийства бывшего премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто в 2007 году. В 2011 году было создано две специальные комиссии, одна расследует нарушения прав человека в Ливии времен диктатуры Муаммара Каддафи, вторая занимается расследованием нарушений прав человека в Кот-д'Ивуаре после президентских выборов 28 ноября 2010 года.

Гибридные трибуналы в своей работе руководствуются уже не только международным правом, но и национальным законодательством. Юрисдикция гибридных трибуналов ООН, естественно, пересекается с юрисдикцией национальных судов, но в соответствии с договорами суды ООН имеют верховенство над национальными институтами, иначе они не имели бы смысла — ведь они создаются не вопреки воле, а по просьбе властей стран, которые не в состоянии организовать на своей территории судебный процесс должного уровня.

Таким образом, в принципе, только право вето России в Совете безопасности может помешать ООН организовать гибридный трибунал по расследованию крушения малайского лайнера — все страны, которые так или иначе вправе вести расследования, а именно Украина, Нидерланды и Малайзия, готовы передать ООН это право.

И единственное, что может остановить Москву от применения этого права — необходимость сохранения уважения международного сообщества. Еще несколько лет назад, в 2008 году, Россия выступала за создание трибунала по событиям в Грузии, а теперь заявляет, что этот механизм затягивает расследование и неэффективен.