НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Конституция с особым статусом

Голосование за законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины»
Голосование за законопроект «О внесении изменений в Конституцию Украины»
Фото: dyvys.in

16 июля Верховная Рада направила в Конституционный суд законопроект №2217а "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". Заключение КС ожидают к концу августа. И, хотя главным пунктом закона является децентрализация, в Раде обсуждали прежде всего тему "особого порядка" на части Донбасса.

Вообще, не только в Раде обсуждали, вот подборка "Украинской правды" по соцсетям. Негодование идет по линии национального предательства, потакания агрессору, закрепления оккупации в Конституции и т.п.

Теперь нюанс. В нынешней редакции появился пункт, согласно которому "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом". В первой редакции это положение было в "Переходных положениях", а теперь это предлагается сделать конституционной нормой.

Петр Порошенко, представляя документ в Раде, настаивал на том, что этот пункт вообще не предусматривает особого статуса Донбасса, а речь идет не более, чем об особом порядке местного самоуправления в некоторых районах двух областей. Ну, в самом деле: "п. 18 ст 114. Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом". Или "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".

 
Петр Порошенко в Верховной Раде.  Фото: dyvys.in 

По этому поводу уже пошутили даже так: "Це, наприклад, може бути закон "Про військово-цивільні адміністрації в окремих районах Донецької і Луганської областей"". Закон о военно-гражданских администрациях, короче, в этих районах. Но, в общем, так или иначе, но области выделяются в какой-то отдельный вариант. Что, безусловно, не гармонично на общем конституционном фоне.

Но при этом не скрывалось, что и быстрое принятие проекта, и упоминание Донбасса связаны с темой выполнения Минских соглашений Украиной. Причем, с односторонним: без прекращения огня, освобождения всех заложников, вывода всех посторонних с оружием, ну и без возвращения границы.

Не скрывалась и заинтересованность западных людей: принятие проекта комментировала на брифинге в Киеве помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии В.Нуланд: Причина, почему мы хотели, чтобы это произошло, является то, что теперь не будет никаких оправданий с другой стороны для восстановления насилия, никаких оправданий для нарушения договоренностей. Украина выполняет свою работу. Теперь время для другой стороны сделать свою работу".

 
Виктория Нуланд и Джеффри Пайетт в Верховной Раде. Фото: dyvys.in

При этом тема выполнения минских обязательства связывалась ею не только с упоминанием "особого порядка", но именно что с изменениями в Конституцию в части децентрализации. Она добавила, что очень важно, чтобы Украина придерживалась минских обязательств, что позволит задавать вопросы другим сторонам по поводу того, как они их соблюдают. То есть, понимать можно так: Украина свою часть выполнила, теперь должен быть ответный шаг другой стороны (прекращение огня, освобождение пленных, вывод всех посторонних, возвращение границы). Ну, а если ответного шага не будет, то что уж поделать... Существующие санкции будут продлены, а то и будут введены новые. А если сейчас еще и начнется новое обострение — на фоне этих поправок все будет еще определеннее.

Вообще-то обязательства и в самом деле соблюдены, вполне конкретно. Области и отдельная ситуация в них упомянуты, ну а договариваться уже можно в рамках закона. Что, безусловно, уступка. Так вице-спикер Рады О.Сыроид (не голосовала за проект) предупреждает, что это может привести к предоставлению автономии оккупированным районам Донецкой и Луганской областей просто путем принятия закона (пока это требует внесения изменений в Конституцию), что может подорвать суверенитет украинского государства. Ну в самом деле: некоторые территории конкретно выведены в другую рубрику. Проблема капсулируется, что не есть хорошо. Сам по себе 18 пункт рискованный, конечно. Но делать-то что, когда есть такая проблема? Что еще тут можно было придумать, чтобы сдвинуть? Не писать же, в самом деле, Конституцию совместно с "ДНР" и Россией?

 
Денис Пушилин

Но вот же, судя по реакции Д.Пушилина ("вице-спикер Народного Совета ДНР"), именно это и предполагалось: "Мы будем настаивать на развернутых формулировках особого статуса. Непосредственно в основном тексте конституции Украины. На закреплении в конституции особых прав Донбасса. Прежде всего, на праве равноправных договорных отношений с киевскими властями. Я бы советовал Порошенко отозвать свои поправки и для начала передать их ОБСЕ, России и нам на согласование".

То есть, Конституция Украины должна утверждаться "ими" и Россией (ладно уж ОБСЕ). Причем, это еще более-менее осознаное мнение Пушилина. А накануне, 15 июля, еще перед голосованием, на пресс конференции он сообщил: "Внесенные в Верховную Раду Украины поправки в конституцию не соответствуют Минским принципам"... По его мнению, в предложениях Порошенко нет ничего конкретного, лишь  отсылочная норма, причем в переходных положениях: "А переходные положения носят временный характер и уже через год-полтора утратят силу".

Степень невладения материалом очевидна: он тут все еще о "переходных положениях". Матчасть не знает. Собственно, а чего ему ее знать, не он же решает.

Ну и факультативно:
Основные параметры изменений сведены тут.
А также: "Как именно меняется модель украинской государственности, какие риски и конфликты в ней зашиты".

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.